Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Очерк одиннадцатый МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Книга о. Пьера Тейяра де Шардена «Феномен человека», или точнее — «Человеческий феномен» («Le рЬёпотёпе humain»), не только излагает антропологическую (не теологическую) концепцию «конвергентного универсума», но и всеми своими риторическими параметрами принадлежит к конвергентной (метариторической) дискурсной формации. Имя Омеги у мыслителя получает «точка окончательного обнаружения — та… Читать ещё >

Очерк одиннадцатый МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Памяти одного из моих университетских учителей —.

Анатолия Алексеевича Федорова

Книга о. Пьера Тейяра де Шардена «Феномен человека», или точнее — «Человеческий феномен» («Le рЬёпотёпе humain»)[1], не только излагает антропологическую (не теологическую) концепцию «конвергентного универсума», но и всеми своими риторическими параметрами принадлежит к конвергентной (метариторической) дискурсной формации.

Автор не вещает добытые им или научным сообществом истины и не дебатирует чужих положений. В необходимых случаях он лишь солидаризируется с одними научными позициями или сдержанно дистанцируется от других. Основу тейяровского дискурса составляет коммуникативная метастратегия диалога согласия, которое, по Бахтину, «никогда не бывает механическим или логическим тождеством, это и не эхо; за ним всегда преодолеваемая даль и сближение (но не слияние)» (5, 364).

Парадигмой такой стратегии, образцовым ее аналогом для Тейяра служит сам «универсум — собиратель и хранитель не механической энергии, […] а личностей» (214). Это своего рода «циклон», который «сжимает в едином объятии всех людей, стремясь довести каждого из нас до завершенности и одновременно органически связать друг с другом» (232). «Из различных форм психической взаимодеятельности, одушевляющей ноосферу», Тейяр стремится выявить «прежде всего „межцентровые“ по своей природе силы» (208). Силы эти влекут «свою непередаваемую ношу сознания» (214) в направлении «точки Омега».

Имя Омеги у мыслителя получает «точка окончательного обнаружения — та, в которой под синтезирующим действием персонализирующего единения, углубляя в себе свои элементы, одновременно углубляясь в себя, ноосфера коллективно достигнет своей конвергенции» (214).

  • [1] В работе, ориентированной в основном на русскоязычного читателя, сочинениеТейяра будет цитироваться по большей части (за исключением особых случаев) в переводе Н. А. Садовского: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Первое русскоеиздание книги, написанной в 1938—1940 гг., завершенной в 1948 и опубликованнойво Франции в 1955, увидело свет в 1965 г. В дальнейшем страницы издания 1987 г. указываются в скобках; курсив в цитатах принадлежит Тейяру, подчеркивания — авторуданного очерка. Цитаты из первоисточника сопровождаются моим переводом.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой