Принципы организации.
Теория организации
Принципы организации и управления, сформулированные представителями школы научного управления и административной школы управления. Навыками разработки рекомендаций компаниям по совершенствованию их деятельности в соответствии с принципами организации; Дружеское сотрудничество с людьми с целью обеспечения работы в соответствии с разработанными научными принципами. Для построения эффективной… Читать ещё >
Принципы организации. Теория организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной темы студент должен:
знать
- • понятие принципа организации;
- • принципы научной организации управления Ф. У. Тейлора, принципы производительности организации Г. Эмерсона, принципы бюрократической формы организации М. Вебера, общие принципы управления А. Файоля;
- • классификацию и сущность общих принципов организации;
- • классификацию и сущность принципов статической и динамической организации;
- • классификацию и сущность принципов рационализации;
уметь
- • анализировать принципы организации конкретных компаний;
- • использовать совокупность принципов организации при разработке организационных стратегий развития;
владеть
- • навыками разработки рекомендаций компаниям по совершенствованию их деятельности в соответствии с принципами организации;
- • способностью построения эффективной организации на основе знания ее принципов.
Понятие и классификация принципов организации
Для построения эффективной организации, ее системы управления необходимо соблюдать определенные принципы.
Принцип (от лат. principium — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.[1]
В начале XX в. представителями школы научного управления, а также классической, или административной школы управления были сформулированы принципы организации и управления. В книге Ф. У. Тейлора (1856−1915) «Принципы научного управления» (1911) определены четыре основные принципа научной организации управления, которые вошли в практику управления и позволили осуществить скачок в уровне производительности труда[2]. Г. Эмерсон (1853−1931) в 1911 г. в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы производительности организации[3]. Немецкий социолог Макс Вебер (1864−1920) сформулировал принципы бюрократической формы организации[4]. Общие принципы управления были изложены А. Файолем (1841 — 1925) в книге «Общее и промышленное управление» в 1916 г.[5] Перечень классических принципов организации и управления представлен в табл. 4.1.
В современной теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций. В учебной литературе по теории организации приводятся различные классификации принципов. С учетом существующих подходов может быть предложена следующая классификация принципов организации (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Классификация принципов организации.
Таблица 4.1
Принципы организации и управления, сформулированные представителями школы научного управления и административной школы управления
Принципы научной организации управления Ф. У. Тейлора. | Принципы производительности организации Г. Эмерсона. | Принципы бюрократической формы организации М. Вебера. | Общие принципы управления А. Файоля. |
1. Научный подход для каждого элемента рабочих заданий с целью замены эмпирического метода. | 1. Точно поставленные идеалы или цели. | 1. Вся деятельность, необходимая для достижения целей организации, разделяется на простейшие операции, строго формально определяются задачи и обязанности каждого звена организации. | 1. Разделение труда. |
2. Научный отбор, обучение, профессиональная подготовка и повышение квалификации работника. | 2. Здравый смысл. | 2. Организация строится на принципах иерархии. | 2. Власть — ответственность. |
3. Дружеское сотрудничество с людьми с целью обеспечения работы в соответствии с разработанными научными принципами. | 3. Компетентная консультация. | 3. Деятельность организации регулируется системой стандартов, общих правил, которыми определяются ответственность каждого члена организации и формы координации их индивидуальной деятельности. | 3. Дисциплина. |
4. Распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. | 4. Дисциплина. | 4. Идеальный руководитель с целью гарантии невмешательства отдельных личностей в продуктивное достижение целей организации управляет своим аппаратом безлично (отсутствует фаворитизм, служебные отношения, основанные на личной дружбе или знакомстве). | 4. Единство распорядительства, или единоначалие. |
5. Справедливое отношение к персоналу. | 5. Служба в бюрократической организации основывается на соответствии квалификации занимаемой должности. | 5. Единство руководства. | |
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. | 6. Подчинение частных интересов общим. | ||
7. Диспетчирование. | 7. Вознаграждение персонала. | ||
8. Нормы и расписания. | 8. Централизация. | ||
9. Нормализация условий. | 9. Иерархия. | ||
10. Нормирование операций. | 10. Порядок. | ||
11. Писаные стандартные инструкции. | 11. Справедливость. | ||
12. Вознаграждение за производительность. | 12. Постоянство состава персонала. | ||
13. Инициатива. | |||
14. Единение персонала. |
- [1] Большая советская энциклопедия. URL: slovari.vandex.ru/ (дата обращения: 14.09.2013).
- [2] В различных источниках встречаются разные названия данной книги, в частности: «Научная организация труда», «Принципы и методы научного менеджмента». См.: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М.: Республика, 1992. С. 223−224.
- [3] Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф" Форд Г. Управление — это наука и искусство. С. 112−214.
- [4] Гвишиани Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. С. 277−280.
- [5] Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф" Форд Г. Указ. соч. С. 20−42.