Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Китайская философия эпохи Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правление династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) — это период активного синтеза философских идей, существовавших в предшествующую историческую эпоху. Из четырех наиболее значимых направлений философской мысли эпохи Чжоу — конфуцианства, даосизма, моизма и легизма — сохраняют свои позиции только две первых. Вместе с тем моистская логика, легистская теория управления государством… Читать ещё >

Китайская философия эпохи Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правление династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) — это период активного синтеза философских идей, существовавших в предшествующую историческую эпоху. Из четырех наиболее значимых направлений философской мысли эпохи Чжоу — конфуцианства, даосизма, моизма и легизма — сохраняют свои позиции только две первых. Вместе с тем моистская логика, легистская теория управления государством интегрируются в конфуцианство и даосизм, которые приобрели синкретический характер.

В эту эпоху философские школы рассматриваются через призму идеологического обоснования существующего режима и эффективного функционирования разветвленного бюрократического аппарата. С этой целью в качестве официальной идеологии избирается конфуцианство. Целенаправленно создается система государственных экзаменов, посредством которой пополняется состав чиновничества, устанавливается структура государственных учебных заведений и вводятся должности «эрудитов» Сбоши) — знатоков конфуцианских канонов и высших авторитетов в идеологической сфере.

Формирование конфуцианского канона и борьба комментаторских школ

Начало формирования конфуцианского канона следует отнести к моменту зарождения конфуцианства как отдельного направления древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Базовый фундамент канонического корпуса раннего конфуцианства составили тексты «Канона Документов» («Шу цзин»), «Канона Песен» («Ши цзин») и «Записи о ритуалах» («Ли цзи»).

Первым переломным этапом в генезисе конфуцианского канона стало правление династии Цинь (221—207 гг. до н.э.) и начало правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). После гонений на последователей конфуцианского учения и сожжения конфуцианских канонов в правление Цинь Шихуан-ди (221—210 гг. до н.э.), когда были уничтожены записи всех канонов, за исключением «Канона Перемен» имевшего прикладное мантическое значение, наступает период реставрации конфуцианской философии. Итогом этого процесса, в целом завершенного в правление императора У-ди (140—86 гг. до н.э.), стало создание «ханьского учения» — официально признанной версии конфуцианства, господствовавшей в правление династии Хань. Тогда же оформляется классический свод конфуцианских канонов и их комментаторские традиции — «Канон Документов», «Канон Песен», «Записи о ритуале», «Канон Перемен», «Весны и осени» («Чуньцю»), «Канон музыки» («Юэ цзин»). Последний текст существовал в списке лишь номинально.

После сожжения канонических книг они были восстановлены на основе устной традиции, записаны уставным почерком лишу и получили название «Канона новых текстов». Однако распространялась и версия «Канона древних текстов», якобы обнаруженных потомком Конфуция Кун Аньго после перестройки стены в доме Конфуция в правление императора Цзин-ди (156—140 гг. до н.э.). Среди «древних текстов» находились «Чжоуские ритуалы» («Чжоу ли»), «Канон сыновней почтительности» («Сяо цзин»), еще один комментарий на «Весны и осени» — «Цзо чжуань», иная, более пространная версия «Канона Документов», а также текст «Бесед и суждений» и комментарий к «Канону Песен». Направление «древних текстов» сформировало свои собственные школы и линии учительской преемственности, альтернативные комментаторским школам «новых текстов». Между представителями этих канонов и велось соперничество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой