Функциональные области логистики предприятия и их взаимосвязь
Ни одно предприятие, торговое, производственное или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации. Осуществление закупок и снабжения — одна из основных функций в любой организации. Существуют концептуальные отличия в терминах логистики торговли от логистики производства… Читать ещё >
Функциональные области логистики предприятия и их взаимосвязь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Задачи и функции закупочной логистики
Ни одно предприятие, торговое, производственное или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации. Осуществление закупок и снабжения — одна из основных функций в любой организации. Существуют концептуальные отличия в терминах логистики торговли от логистики производства (табл. 2.).
Следовательно, снабжение связано с приобретением сырья, полуфабрикатов и комплектующих для производственного предприятия, а закупка осуществляется торговым предприятием. Таким образом, в специальной литературе можно встретить два понятия: логистика снабжения (Б.А. Аникин. 2006) и закупочная логистика (В.Ф. Стукач. 2004). Иногда оба эти понятия объединены в термине «закупочная логистика». К. Ю. Ковалев (2007) считает, что термины «снабжение» и «закупка» применимы, соответственно, для производственных и торговых предприятий (табл. 2).
Целью закупочной (снабженческой) логистики является удовлетворение потребностей торгового или производственного предприятия с максимально возможной экономической эффективностью.
Таблица 2.
Категории входящих потоков в логистике.
Показатели. | Сфера народного хозяйства. | ||
Производство. | Торговля. | Некоммерческий сектор | |
Термин, характеризующий логистику «на входе» . | Снабжение. | Закупки. | Снабжение. |
Объект управления. | Сырье и материалы. | Товары. | Материальные ценности. |
Возможность принятия решения «сделать или купить» . | Есть. | Нет. | Имеется в ограниченных случаях. |
Система прогнозирования. | Точно вовремя (Just in Time — ЛТ). | Эффективная реакция на потребителя. (Effective Consumer Response ECR) | Программа конкурентного госзаказа. |
Система планирования. | Планирование материальных потребностей (Material Resources Planning — MRP I, MRP II (ERP)) | Планирование непрерывного пополнения запасов. (Continuous Replenishment Planning CRP) | |
Информационное обеспечение в цепи поставок. | Системы быстрого реагирования (Quick Response — QR) | ||
Документооборот в цепи поставок. | Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange — EDI) | ||
Основная цель. | Наименьшие общие издержки. |
Достижению этой цепи способствует решение следующих основных задач:
- 1) выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, комплектующих или товара:
- 2) обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
- 3) соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
В России до 1991 года существовала административно-командная система. Материально-техническое обеспечение при этом виде хозяйствования характеризовалось следующим:
¦ объем продукции, подлежащий обмену, определялся по каждому поставщику7 и потребителю;
¦ государство диктовало хозяйственные связи по поставкам продукции путем прикрепления поставщиков к потребителям;
¦ обмен продукции осуществлялся по государственным ценам;
¦ возможности выбора вариантов снабжения были ограничены.
При переходе к рыночной экономике положение дел в области снабжения резко изменилось. Материально-техническое снабжение в условиях рыночной экономики характеризуется следующим:
¦ объем и состав товарной массы определяется спросом и стоимостью товаров на рынке;
¦ выбор хозяйственных связей и партнеров осуществляют сами покупатели и продавцы;
¦ в организации обмена активная роль принадлежит посредникам;
¦ все участники процесса обмена и потребления материальных ресурсов используют методы логистики.
Все перечисленное выше позволяет реагировать на спрос, изменять ассортимент товаров по пожеланиям потребителей и управлять материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и полуфабрикатами.
Закупочную работу на предприятии осуществляют служба снабжения. Работники службы снабжения выбирают поставщиков, заключают договоры и контролируют их исполнение, принимают меры в случае нарушения условий поставки.
В отделе снабжения различают два вида специалистов — это рядовые и ведущие специалисты.
Рядовой специалист по закупкам выполняет следующие функции: заключение договора; контроль исполнения договора; организация доставки сырья; организация складирования.
Ведущий специалист в службе снабжения занимается аналитической работой и решает следующие задачи: определение целесообразности закупок комплектующих или собственное их производство — задача «сделать или купить»; получение и оценка предложений от поставщиков; поиск необходимых комплектующих; выбор поставщиков; выбор вида транспорта или сочетания видов транспорта при мультимодальных перевозках; управление запасами и их регулирование.