Политический режим современной России
Точно так же можно квалифицировать и ситуацию, но поводу установленного Конституцией РФ института импичмента. Кто скажет, что его нет? Он есть, но осуществить его реально практически невозможно. На его пути столько сознательно-бюрократических препятствий, что любой президент может спать спокойно. Это заведомо испорченная игрушка. Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические… Читать ещё >
Политический режим современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из названных признаков того или иного режима, можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
Конечно, было бы неправильно отрицать некоторые достижения проводимых реформ, связанные прежде всего с такими демократическими завоеваниями, как выборы президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, расширение отдельных политических прав граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т. п.
Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы носят во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили «ширмой», красивой упаковкой.
Например, в сегодняшней России есть парламент — Федеральное Собрание. Тем не менее полномочия его палат (нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента в соответствии с Конституцией явно занижены контрольные функции.
Есть немалые проблемы и с реальным воплощением в жизнь идеи «сдержек и противовесов». Россия прошла тяжелый и сложный путь выработки и реализации своей модели разделения властей. Конституционное реформирование 1993 г. было ускорено многими политическими процессами, связанными с радикализацией происходящих событий, поляризацией мнений и конкретных проектов. В итоге сегодня очевидна внутренняя противоречивость существующей конституционной модели разделения властей. Это выражается, во-первых, в перевесе юридических полномочий президента над возможностями парламента, слабой самостоятельности кабинета министров, оттеснении судебной власти на периферию властных отношений и т. п.; во-вторых, в слабости основных государственных институтов, в том числе президента, Государственной Думы и Совета Федерации, правительства, судебной системы, что выражается в недостроенное™ правовой основы разделения властей (многие нестыковки в законодательстве, отсутствие необходимых процедур); в-третьих, в проявляющемся на практике перекосе системы взаимоотношения ветвей власти.
Нужно, однако, учитывать, что существуют общие ограничения (своего рода универсальная система «сдержек и противовесов»), касающиеся всех видов республик, а есть ограничения специфические, присущие только президентской, либо только парламентской, либо смешанной ее разновидности. Так, если Конституцией РФ нам предлагается президентская республика, то необходимо придерживаться мировых стандартов конституционных ограничений, характерных именно для президентских республик. В частности, «права» президента стоять над всеми ветвями власти (а не возглавлять правительство), практически произвольно распускать Государственную Думу выходят за рамки всех существующих в мире конституций президентских республик и дают основу для оценки нашей республики как суперпрезидентской (сверхпрезидентской). Интересный факт — в Конституции РФ глава, посвященная статусу президента (глава 4 «Президент Российской Федерации»), стоит впереди главы, посвященной статусу представительного и законодательного органа — Федерального Собрания РФ (глава 5 «Федеральное Собрание»). Если посмотреть на конституции многих демократических государств (в частности, тех же США), то там все наоборот — сначала идут нормы о коллегиальном представительном и законодательном органе (Конгрессе), а затем — об исполнительной власти (президенте).
Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов», что оставляет возможность при удобном случае «в целях восстановления справедливости» перераспределить эту власть, в том числе в произвольном порядке.
Точно так же можно квалифицировать и ситуацию, но поводу установленного Конституцией РФ института импичмента. Кто скажет, что его нет? Он есть, но осуществить его реально практически невозможно. На его пути столько сознательно-бюрократических препятствий, что любой президент может спать спокойно. Это заведомо испорченная игрушка.