Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Политическая власть: директивный, функциональный, коммуникативный подходы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Немецкий социолог ХХ в. Ральф Дарендорф (р. 1929) считает конфликт, господство и подавление отличительными чертами любого общества. Но, замечает он, со вступлением западных цивилизаций в постиндустриальную стадию развития классовые конфликты заметно смягчились. Конфликты стали многообразными. Согласование несовпадающих общественных интересов — удел политической власти. Второй подход… Читать ещё >

Политическая власть: директивный, функциональный, коммуникативный подходы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В политологии не существует единого мнения по поводу социального назначения политики. Среди политологов выделяется три подхода к объяснению сущности политики и её роли в обществе — директивный, функциональный и коммуникативный.

Первый подход — директивный — рассматривает политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Одним из авторов этого подхода являлся немецкий социолог Макс Вебер (1864−1920). Он тесно увязывал политику со стремлением к власти и властными отношениями.

Властные отношения — это отношения господства и подчинения. Господствуют управляющие, подчиняются — управляемые. Теологи (богословы) в разных странах мира и во все времена считали, что власть — дар Божий, которым Господь наделяет исключительную личность, вверяя ей судьбу народа.

Директивный подход конкретизировал содержание сферы политики. Однако с течением времени, по мере усложнения общества и общественных отношений власть перестает быть монополией одного лица или даже группы лиц. Она разделяется между многими субъектами. В Новое и Новейшее время власть перестала являться исключительной прерогативой государства. Ею стали обладать и иные субъекты — профсоюзы, СМИ и др. Новые участники политических событий, ежедневно вступающие в мир политики, существенно влияют на её формирование и реализацию. Наконец, директивный подход не раскрывает социального смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?

Второй подход — функциональный — рассматривает политику уже не в одностороннем аспекте (власть!), а в двустороннем — как согласованное разделение полномочий и обязанностей между участниками политической жизни. Каждый участник политической жизни выполняет строго определенные функции и роли, разделение которых обеспечивает сохранение целостности общества.

Основателем этого подхода можно считать древнегреческого философа Платона (427−347 до н. э.). Платон считал, что государством должны управлять «мудрейшие» (философы), оберегать государство надлежит «храбрым» (воинам), а обеспечивать общество всем необходимым следует ремесленникам и земледельцам. Платон правильно подметил, что творцами политики могут выступать только компетентные политические лидеры и политические элиты. Некомпетентность и эгоизм лидеров и элит ведут к распаду государства и общества (именно это произошло с империей Александра Македонского, Римской империей, СССР, Югославией).

Таким образом, функциональный подход признал политику самостоятельной и профессиональной деятельностью в обществе. Однако он сосредоточился на технологии политических взаимодействий, на том, кто принимает политические решения, как они воплощаются в жизнь. Функциональный подход не отвечает на вопросы, кто стоит за политическими лидерами и элитами, чьи социальные потребности они выражают, почему у власти нередко оказываются безответственные демагоги и авантюристы. Таким образом, и функциональный подход не раскрывает социального смысла политики.

Третий подход — коммуникативный — усматривает в политике универсальное средство обеспечения целостности общества, механизм регулирования и разрешения социальных конфликтов.

В рамках коммуникативного подхода выделялось два направления — интегративное и конфликтное.

Интегративное направление видит в политике способ объединения общества на основе совместной реализации общезначимых общественных интересов. Именно так рассматривал политику древнегреческий философ Аристотель (384−322 до н. э.), считавший политику «социальной этикой», цель которой — не «благо одиночки», а «благо народа и государства». Аналогичная интерпретация политики — как инструмента интеграции (объединения) всех граждан в единое сообщество — преобладает в современной западной политологии. Однако на практике объединение социальных интересов различных общественных слоев весьма сложно.

Конфликтное направление видит сущность политики в господстве единых социальных групп и подавлении ими других социальных групп. Уже итальянский философ Никколо Макиавелли (1469−1527) рассматривал политику как деятельность по завоеванию и удержанию власти, позволяющую получать выгоды, привилегии и преимущества над другими лицами.

Основоположники научного социализма, немецкие философы Карл Маркс (1818−1883) и Фридрих Энгельс (1820−1895) считали политики выражением борьбы классов, орудием классового господства и классового угнетения. Хотя такая интерпретация политики реалистична для объяснения механизма развития предшествующих обществ, сведение сущности политики к противоборству классов обедняет политическую теорию, а её воплощение на практике сопровождается безжалостным попранием интересов личности и прав человека.

Немецкий социолог ХХ в. Ральф Дарендорф (р. 1929) считает конфликт, господство и подавление отличительными чертами любого общества. Но, замечает он, со вступлением западных цивилизаций в постиндустриальную стадию развития классовые конфликты заметно смягчились. Конфликты стали многообразными. Согласование несовпадающих общественных интересов — удел политической власти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой