Кросс-культурный анализ ценностей
Итак, кросс-культурное исследование показало наличие предпочитаемых и отвергаемых значимых ценностей индивидуального и социального порядка. Подтвердилась гипотеза о том, что культуры отличаются друг от друга приоритетом ценностей, но существуют ценности, объединяющие культуры, принадлежащие к современной цивилизации. Из опрошенных в Германии 30 человек 40% — мужчины, 60% — женщины, в возрасте… Читать ещё >
Кросс-культурный анализ ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Из опрошенных в Германии 30 человек 40% — мужчины, 60% — женщины, в возрасте от 23 до 64 лет, средний возраст — 35 лет. Все опрошенные подчеркнули свою принадлежность к протестантской религии. Респондентами были учителя и директора школ, научные работники, бизнесмены, менеджеры, пенсионеры.
Среди опрошенных в Турции 30 человек 46,6% — мужчины, 53,4% — женщины, в возрасте от 17 до 55 лет, средний возраст — 26,5 лет. Все респонденты отметили свою принадлежность к исламу. Это были учителя школ и служащие.
Среди опрошенных в Финляндии 30 человек 40% — мужчины, 60% — женщины, в возрасте 16 лет. Из них 90% относили себя к лютеранской религии, 10% — к православной. Это были учащиеся школ.
В результате кросс-культурного исследования нами обнаружены ценности, которые являются приоритетными как в России, так и в Германии (на Западе), в Турции (на Востоке), в Финляндии (на Севере). Опрошенные из этих стран согласны в высокой оценке таких ценностей, как здоровье, защита семьи, настоящая дружба, свобода, верность, независимость и честность. Именно эти ценности мы интерпретируем как приоритетные для культур, развивающихся в рамках современной цивилизации. В группу приоритетных ценностей индивидуального порядка следует отнести ценности здоровья, свободы и независимости. Приверженность этим ценностям позволяет человеку обрести свою индивидуальность. В группу ценностей социального порядка следует отнести ценности защиты семьи, верности, честности и настоящей дружбы. Приверженность этим ценностям позволяет человеку развиваться как личности в контексте социального взаимодействия. Таким образом, наша гипотеза о наличии приоритетных ценностей индивидуального и социального порядка подтвердилась. В то же время для русских очень важными оказались ценности сохранения своей общности (мир на Земле, национальная безопасность, социальный порядок). Традиционные ценности — мир на Земле и социальная справедливость — оказались важными и для турецкого народа. Ценность социальной справедливости отметили финны. Гипотеза о том, что в индивидуалистических культурах (Германия) приоритет отдается ценностям индивидуального и социального характера, а в коллективистических культурах важны также ценности сохранения своей общности, подтвердилась.
Отвергаемыми ценностями русских, немцев, турок и финнов являются ценности власти и потакания себе (группа гедонизма). Потакание себе — отвергаемая ценность индивидуального порядка, поскольку приводит к переоценке значимости собственной индивидуальности. Ценность власти отвергаема потому, что нарушает паритет социального взаимодействия между людьми. Интересно, что русские и турки солидарны в отвержении ценностей отваги и влияния, немцы и русские — в отвержении ценности благочестия, а русские и финны — в отвержении ценностей отваги и духовной жизни. Однако ценность благочестия оказывается очень важной для турок, для мусульманской культуры. Для христианской культуры (православие, протестантизм, лютеранство) ценность благочестия — следование религиозным убеждениям и предписаниям, сохранение веры — оказалась незначимым фактором. В то же время довольство своим местом в жизни для немцев — это значимая ценность, а для русских она попала в ряд отвергаемых, так же как и близкая ей по смыслу ценность скромности.
Итак, кросс-культурное исследование показало наличие предпочитаемых и отвергаемых значимых ценностей индивидуального и социального порядка. Подтвердилась гипотеза о том, что культуры отличаются друг от друга приоритетом ценностей, но существуют ценности, объединяющие культуры, принадлежащие к современной цивилизации.