Дидактическая культура педагога дополнительного образования!
Особенностью культурного дидактического процесса дополнительного образования нужно отметить построение субъектсубъектных отношений как «событийность» педагога и детей, как их личностную отнесенность к обучающему процессу, понимание человека в его субъектных характеристиках (мотивы, цели, способы деятельности и т. д.). Особо при этом выделим роль личности педагога дополнительного образования, его… Читать ещё >
Дидактическая культура педагога дополнительного образования! (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура дидактического процесса
Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке для обозначения искусства обучения. Дидактика, являясь наукой и одновременно искусством обучения, составляет важный элемент культуры, который исторически развивается. Деятельность педагога определена целями и задачами, средствами и способами решения поставленных задач, анализом и оценкой данной деятельности. Сам процесс обучения задан культурой, сложившейся в данный период в осуществлении педагогического процесса и способами деятельности педагога. В системе образования дидактика выступает как раздел педагогики, направленный на разработку теоретических основ организации процесса обучения, его закономерностей, принципов, способов и приемов освоения культурного опыта и т. д. Ю. К. Бабанский в структуре педагогического процесса выделял: цели и задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты[1][2].
Педагогический процесс в системе ДОД можно рассматривать как взаимодействие субъектов, направленное на решение поставленных задач, где процесс обучения представлен основными компонентами: мотивация, учебная задача в различных ситуациях и в различной форме заданий, учебные действия, (само) контроль, (само) оценка.
На сегодняшний день в процессе обучения системообразующими понятиями выделяют цель обучения, деятельность педагога, деятельность воспитанников и полученный результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления (содержание учебного материала, методы и средства обучения, организационные формы). Функционирующее единство всех этих компонентов является предметная совместная деятельность обучения и учения, включая общение. Педагог дополнительного образования определяет, планирует и реализует познавательные ситуации в виде информационных задач. Предметом педагогических действий является учебная информация, средством управления познавательной деятельностью — дидактическое преобразование информации, задачей — создание психологопедагогических условий, в которых осуществляется учебный процесс, целью — обучение и развитие детей.
Мы остановимся на следующих основных элементах в структуре дидактического процесса: дидактические цели и задачи, дидактические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка дидактических действий педагога дополнительного образования.
Дидактические цели и задачи — это желаемые результаты деятельности педагога совместно с обучающимся, достигаемые за намеченный интервал времени. Они, как правило, представлены в образовательном процессе в виде трех групп целей: обучения, воспитания и развития. Педагог имеет дело с деревом целей и задач, исходя из: нормативноправовых документов, образовательных стандартов, учебно-методического комплекса, особенностей конкретного коллектива и др. При этом важно целеценностное представление педагогом настоящего и будущего состояния о (су)бъектов, соотнесение их индивидуальных возможностей и ценностно-смыслового самоопределения, а также их установка на самоизменение.
В основе выбора дидактических средств и способов решения поставленных задач педагог ориентируется на: воспитанников; отбор и переработку содержания учебного материала; методы и формы учебного взаимодействия, построение взаимоотношений с детьми; выбор и применение способов самореализации, проявления педагогом личностных способностей в работе и др.
Анализ и оценка дидактических действий педагога дополнительного образования — необходимый этап по осознанию достигнутых целей и необходимых корректировочных действий в случае расхождения результатов. Причем оцениваются они как результаты, достигнутые детьми, так и как ход деятельности педагога. Это дает возможность осознать и скорректировать педагогу дополнительного образования свою последующую работу.
Особенностью культурного дидактического процесса дополнительного образования нужно отметить построение субъектсубъектных отношений как «событийность» педагога и детей, как их личностную отнесенность к обучающему процессу, понимание человека в его субъектных характеристиках (мотивы, цели, способы деятельности и т. д.). Особо при этом выделим роль личности педагога дополнительного образования, его самосознание, позиции, установки, ценностные ориентации и способности, как основной компонент дидактической системы, связывающий воедино и влияющий на успешность взаимодействия всех компонентов системы.