Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Классическая философия права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философия права в различных своих аспектах имеет древнюю историю. Термин «философия права» (вместе с определенной концепцией философии права) появился в немецкой юридической науке. Его автором является немецкий юрист Густав Гуго (1764—1844), предтеча исторической школы права, который пользовался этим термином для более краткого обозначения «философии позитивного права», которую он стремился… Читать ещё >

Классическая философия права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПРЕДМЕТ И МЕСТО ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Понятие философии права

Философия права в различных своих аспектах имеет древнюю историю. Термин «философия права» (вместе с определенной концепцией философии права) появился в немецкой юридической науке. Его автором является немецкий юрист Густав Гуго (1764—1844), предтеча исторической школы права, который пользовался этим термином для более краткого обозначения «философии позитивного права», которую он стремился разработать как «философскую часть учения о праве»[1]. Согласно Гегелю, философия права — это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. «Наука о праве, — утверждал он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что-то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета»[2]. В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Также широкое распространение термина «философия права» связано с гегелевской «Философией права», огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. В России данное понятие получило распространение благодаря известному российскому ученому-юристу Б. Н. Чичерину. В своей работе «Философия права» он придерживался гегелевской концепции[3].

Исследования в области философии права имеют давние и богатые традиции. На протяжении уже нескольких веков она, будучи самостоятельной научной и учебной дисциплиной, занимает видное место в юридическом образовании западных университетов. Определенный опыт изучения и преподавания этой дисциплины был накоплен и в дореволюционной России. Однако в советское время этот опыт был утрачен.

И только в конце 80-х и в начале 90-х гг. XX в. в России начался процесс возрождения исследований по философии права в собственном смысле. Существенный вклад в возрождение философии права как научной дисциплины внесли С. С. Алексеев[4], В. Д. Зорькин[5], Д. А. Керимов[6], О. Е. Кутафин, В. С. Нерсесянц[7], Ю. В. Тихонравов[8] и др.[9]

Философия права как учебная дисциплина имеет большое значение в подготовке будущих юристов. Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации.

Таким образом необходимость изучения магистрами, аспирантами, студентами юридических и других вузов (факультетов) философскоправовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, политологов, философов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан.

  • [1] Hugo G. Beitragezur civilistischen Bucherkenntnis. Bd. I, Berlin, 1829. S. 15.
  • [2] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 59, 60.
  • [3] Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 1—24.
  • [4] Алексеев С. С. Философия права. М., 2000.
  • [5] Зорькин В. Д. Философия права: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  • [6] Керимов А. Д. Основы философии права. М., 2000.
  • [7] Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М.: НОРМА, 1997.
  • [8] Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997.
  • [9] Авакъян С. А. Государственно-правовые аспекты демократизации советскогообщества / С. А. Авакьян [и др.]; под ред. С. А. Авакьяна. М.: Издательство МГУ, 1990.192 с.; Дубровин Ю. Д., Любимов А. П. Философия права: учеб, пособие. М., МГУКИ, 2014. 156 с.; Дубровин Ю. Д., Любимов А. П. Философия права: рабочая программа дисциплины (модуля) для магистров. М., МГУКИ, 2013. 32 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой