Различные подходы к проблеме абортов
Кроме консервативного подхода выделяют либеральный. В настоящее время этот подход является наиболее влиятельной формой морально-мировоззренческого оправдания абортов. Буддизм также отличает крайне непримиримое отношение к аборту, ибо одна из центральных идей буддийской этики: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное. Православная церковь признает человеческое достоинство за эмбрионом… Читать ещё >
Различные подходы к проблеме абортов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Консервативный подход
В России сосуществуют самые различные ценностно-мировоззренческие ориентации, среди них выделяются — либеральная и консервативная, Каждая из этих позиций имеет свои основания, свою традицию. Консервативная — основывается на моральных ценностях религиозной культуры. Рассмотрим особенности консервативного подхода к проблеме аборта на примере православия.
К каноническим относится суждение Василия Великого (IV-V вв. н.э.): «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство» Однако оценка аборта как нарушения ветхозаветной заповеди «не убий» — одно из оснований его христианского осуждения. К мысли об еще одном основании приводит св. Иоанн Златоуст. Он пишет, что плодоизгнание «нечто хуже убийства… так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие» .
Что может быть «хуже убийства»? Очевидно то, что приводит к убийству, что является его основанием.
Католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, не является продолжением жизни матери или отца, — это жизнь нового человеческого существа. Оно никогда не могло бы стать человеческим существом, если бы уже им не было. Другим аргументом католической церкви является тезис: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным «я» («у меня есть тело», но и «я есть мое тело», потому что тело и дух образуют одну субстанцию, своего рода единое целое). Следующий тезис сформулирован исходя из осознания значимости человеческого тела: физическая жизнь — основополагающая ценность по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству (свобода, солидарность и т. д.), потому что все они возможны только при физическом существовании человека.
Буддизм также отличает крайне непримиримое отношение к аборту, ибо одна из центральных идей буддийской этики: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное.
К сторонникам так называемой смягченной антиабортной позиции в религиозной морали можно отнести представителей православной, протестантской и мусульманской религий. Подчеркнем, что названные конфессии выступают против аборта, но признают наличие исключительных случаев (медицинских показаний или если беременность наступила в результате изнасилования).
Православная церковь признает человеческое достоинство за эмбрионом на любой стадии развития, включая бластоцидную.
Исходя из этого православная церковь рассматривает намеренный аборт на любой стадии беременности как убийство, как преступное посягательство на священный дар человеческой жизни. Вместе с тем, рассмотрение вопроса об аборте оказывается морально приемлемым в православии в ситуациях, когда развитие плода подвергает опасности материнскую жизнь. Конечно, в тех случаях, когда необходим выбор между жизнью матери и плода, православная этика ориентирует мать на самопожертвование, как высшее проявление любви к ближнему (в частности к своему ребенку). Тем не менее, предпочтение в таких обстоятельствах жизни матери жизни плода попадает в разряд «невольных грехов», когда признается вред содеянного, но персональная вина личности смягчена.
Конкретно об этом в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано следующее: «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» .
Кроме консервативного подхода выделяют либеральный. В настоящее время этот подход является наиболее влиятельной формой морально-мировоззренческого оправдания абортов.