Учет объектов основных средств и нематериальных активов
Дебет 08 Кредит учета расчетов и затрат (60, 23, 70, 69, 10 и т. д.) — на сумму стоимости приобретенных объектов (по договорной цене), расходов по оплате услуг сторонних организаций, связанных с приобретением основных средств, стоимости фактических затрат вспомогательных производств (как по изготовлению объектов основных средств, так и по вспомогательным работам, связанным с доставкой… Читать ещё >
Учет объектов основных средств и нематериальных активов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учет основных средств Оценка и учет основных средств в НКО аналогичны оценке и учету этого вида активов в организациях, занятых предпринимательской деятельностью.
В настоящее время порядок оценки и учета объектов основных средств регулируется соответствующими пунктами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и ПБУ 6/01.
По общему правилу основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Однако в зависимости от источников поступления понятие «первоначальная стоимость» имеет различное содержание. Применяются следующие основные подходы к определению первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
ПБУ 6/01 не уточняет, каким образом должны оцениваться объекты основных средств, переданные в счет целевого финансирования. Правомерной является оценка объектов, согласованная участниками договора: инвестором (жертвователем) и некоммерческой организацией.
В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и их приведение в состояние, пригодное для использования.
Основанием для принятия основных средств к учету является акт приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1), оформленный надлежащим образом.
Дополнительным условием для зачисления на баланс основных средств, относящихся к объектам недвижимости, является наличие свидетельства о государственной регистрации.
Если объект основных средств не используется больше в деятельности некоммерческой организации по причине полного физического или морального износа, повреждения, утраты и т. п., он должен списываться с баланса организации.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. В некоммерческих организациях полученные суммы (за минусом расходов, связанных с реализацией объектов основных средств) относятся на увеличение доходов по статье «Прочие доходы» или «Доходы от реализации имущества» .
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Таким образом, поступление и выбытие объектов основных средств оформляются следующими проводками:
Дебет 08 Кредит учета расчетов и затрат (60, 23, 70, 69, 10 и т. д.) — на сумму стоимости приобретенных объектов (по договорной цене), расходов по оплате услуг сторонних организаций, связанных с приобретением основных средств, стоимости фактических затрат вспомогательных производств (как по изготовлению объектов основных средств, так и по вспомогательным работам, связанным с доставкой и установкой приобретенных объектов), оплаты труда (с начислениями) работников организации, труд которых используется при осуществлении операций, связанных с приобретением основных средств и материалов;
Дебет 08 Кредит 75 — на сумму стоимости объектов основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал;
Дебет 76 Кредит 86 и Дебет 08 Кредит 76 — на сумму стоимости объектов основных средств, полученных в счет целевого финансирования;
Дебет 01 Кредит 08 — на сумму первоначальной стоимости объектов основных средств, введенных в эксплуатацию.
Выбытие объектов основных средств оформляется следующими проводками:
Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств», Кредит 01 — на сумму первоначальной стоимости выбывших объектов основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» , — на сумму амортизации, начисленной по выбывающим объектам, если объект использовался в предпринимательской деятельности и по нему начислялась амортизация;
Дебет 10 Кредит 91 — на сумму стоимости материалов, полученных в результате демонтажа (разборки, ликвидации) выбывающих объектов;
Дебет 91 Кредит счетов учета производственных затрат (23, 10, 70, 69) — на сумму расходов, связанных с демонтажом (разборкой, ликвидацией) объектов основных средств (работы вспомогательных производств, материалы, заработная плата (с начислениями) работников, занятых демонтажом);
Дебет 91 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» , — на сумму остаточной стоимости выбывших объектов;
Дебет 86 Кредит 91 — на сумму убытка от выбытия (демонтажа, разборки, ликвидации объектов основных средств), отнесенную на уменьшение доходов;
Дебет 62 Кредит 91 — на сумму договорной стоимости проданных основных средств (выбывших в связи с реализацией);
Дебет 91 Кредит 86 — на сумму прибыли от продажи объектов основных средств или иного выбытия, отнесенную на увеличение доходов некоммерческой организации.
Организация аналитического учета основных средств обуславливается требованиями нормативных документов по составлению бухгалтерской отчетности и формированию показателей этой отчетности.
В соответствии с п. 2 ст.9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В отношении основных средств такие формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» .
В соответствии с этим Постановлением по учету основных средств применяются следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
N ОС-1 «Акт (накладная) приемки-передачи основных средств» ;
N ОС-3 «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов» ;
N ОС-4 «Акт на списание основных средств» ;
N ОС-4а «Акт на списание автотранспортных средств» ;
N ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств» .
Учет нематериальных активов В соответствии с п. 4 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:
- — исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- — исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- — имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- — исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- — исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации). В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
К нематериальным основным фондам относятся также объекты интеллектуальной собственности, права владения которыми позволяют предприятию как продавать данные нематериальные фонды, так и использовать их в производстве в течение более одного года.
Оценка нематериальных активов, так же как и основных средств, зависит от того, для каких целей оцениваются объекты.
В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации. Так как документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета начисление амортизации по объектам нематериальных активов в НКО не предусмотрено, эти объекты будут отражаться в балансе таких организаций по первоначальной стоимости (за исключением объектов нематериальных активов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).
Поступление объектов нематериальных активов оформляется в бухгалтерском учете в соответствии с их оценкой, определенной по установленным правилам. Вне зависимости от источников поступления таких объектов для предварительного аккумулирования расходов, которые впоследствии составят инвентарную стоимость объекта, используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Это положение не распространяется на случаи оприходования приобретенных жилых квартир, отражения в учете организационных расходов, а также деловой репутации организации.
Поступление и выбытие объектов нематериальных активов оформляются следующими основными бухгалтерскими проводками:
приобретение или иное получение объектов нематериальных активов:
Дебет 08 Кредит 60 — на сумму договорной стоимости приобретенных объектов;
Дебет 08 Кредит 60 (76) — на сумму стоимости услуг сторонних организаций, связанных с установкой, адаптацией приобретенных объектов, а также на сумму стоимости консультационных и посреднических услуг;
Дебет 08 Кредит 70 (76), 69 — на сумму заработной платы работников, занятых изготовлением объектов нематериальных активов. При этом счет 76 применяется в случае, если исполнителем работ является работник, не входящий в персонал организации;
Дебет 08 Кредит 76 — на сумму расходов по доведению изготовленных объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
Дебет 08 Кредит 75 — на сумму стоимости объектов нематериальных активов, внесенных в качестве вклада в уставный капитал;
Дебет 76 Кредит 86 и Дебет 08 Кредит 76 — на сумму стоимости объектов, полученных в счет целевого финансирования.