Механизм применения методики анализа отчетности акционерного общества
В ходе анализа тренда или горизонтального анализа изучается то, как изменяются показатели финансовой отчетности с течением времени. Такой анализ рекомендуется проводить на основе данных за пять лет, хотя теоретически можно рассматривать и более длительные периоды, например десять лет. Однако с увеличением рассматриваемого временного отрезка увеличивается и число элементов, затрудняющих сравнение… Читать ещё >
Механизм применения методики анализа отчетности акционерного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Финансовый анализ (анализ по данным финансовой отчетности) в настоящее время является обязательной составляющей финансового менеджмента всякого предприятия и служит:
- 1) для оценки текущего и дальнейшего финансового состояния предприятия;
- 2) для определения возможности и целесообразности темпов развития предприятия;
- 3) для выявления доступных источников средств и реальной возможности их мобилизации;
- 4) в качестве прогноза положения предприятия на рынке капитала.
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагает использование конкретных приемов или методов. Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов Горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, определение относительных темпов роста (снижения), оценка этих изменений.
При горизонтальном анализе происходит изучение абсолютных показателей статей отчетности предприятия за определенный отчетный период, расчет и оценка темпов их изменения. Для этого строятся аналитические таблицы, аналогичные бухгалтерскому балансу. В них абсолютные показатели отчетности дополняются относительными, то есть просчитывается изменение абсолютных показателей, как в сумме, так и в процентах.
Горизонтальный анализ используется также для дополнения вертикального анализа финансовых показателей. Его целью является выявление изменений по каждой статье имущества и обязательств баланса или другой отчетности за определенный период. Он предоставляет возможность дать оценку этим изменениям.
Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Структурный анализ сглаживает влияние инфляции и позволяет проводить межхозяйственные сравнения.
Вертикальный анализ представляет собой данные отчетности в виде относительных показателей. Он подразумевает исчисление доли каждой статьи отчетности в его общей сумме, выраженной в процентах. При этом он позволяет производить оценку их изменения в динамике: позволяет оценить структурные изменения, происходящие в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов предприятия, коэффициентов рентабельности продукции и т. п.
Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем.
Таким образом, трендовый анализ означает анализ тенденций развития, помогает оценить качественные сдвиги в финансовом положении предприятия. Он является разновидностью горизонтального анализа, направленного на перспективу. Такой анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени. При этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, то есть основная повторяющаяся тенденция развития показателя, свободная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.
Расчеты по методике с помощью трендов осуществляются с помощью специально подготовленной программы с использованием таблиц Excel. Это позволяет проводить экспресс-анализ показателей.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Данные коэффициенты представляют большой интерес, потому что достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение организации. Их достоинством является также то, что они позволяют элиминировать (исключать) влияние инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте.
Анализ коэффициентов (относительных показателей) помогает произвести расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов предприятия, видов рентабельности. Такой анализ позволяет правильно оценить взаимосвязь показателей. Он используется при изучении финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, ликвидности его баланса.
Сравнительный (пространственный) анализ — внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, а также межхозяйственный анализ показателей данной организации в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и рекомендуемыми показателями.
Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель (с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования). Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
В самом процессе анализа финансовой отчетности коммерческой организации могут быть выделены два последовательных и взаимосвязанных этапа:
- 1. интерпретация финансовой отчетности;
- 2. расчетный анализ финансовой отчетности.
Целью интерпретации финансовой отчетности коммерческой организации является раскрытие и анализ основных компонентов учетной стратегии, а итогом — очищение опубликованных показателей финансовой отчетности от эффекта, вызванного применением методов учетной стратегии. Интерпретация финансовой отчетности должна способствовать пониманию реального экономического положения коммерческой организации, делая информацию, содержащуюся в ее финансовой отчетности, действительно ценной и полезной для принятия решений.
В составе расчетного анализа финансовой отчетности коммерческой организации можно выделить две составляющие:
- 1. выявление потенциальных факторов, затрудняющих процесс сопоставления сведений финансовой отчетности;
- 2. проведение расчетов и оценка полученных результатов.
В качестве потенциальных факторов, затрудняющих сопоставление сведений финансовой отчетности, рассматриваются изменение временных границ финансового года, разные отчетные даты, изменения в структуре компании, изменение метода бухгалтерского учета и изменения в бухгалтерских оценках, изменение применяемой системы ОПБУ и различия в представлении информации.
Собственно процесс проведения расчетов по данным финансовой отчетности и оценки полученных результатов включает в себя процедуры:
- 1. анализа тенденции развития (тренда);
- 2. процентного анализа;
- 3. сегментного анализа;
- 4. анализа на основе финансовых коэффициентов;
- 5. анализа движения денежных средств.
В ходе анализа тренда или горизонтального анализа изучается то, как изменяются показатели финансовой отчетности с течением времени. Такой анализ рекомендуется проводить на основе данных за пять лет, хотя теоретически можно рассматривать и более длительные периоды, например десять лет. Однако с увеличением рассматриваемого временного отрезка увеличивается и число элементов, затрудняющих сравнение. В процессе анализа тренда выбирают базисный период, и все показатели финансовой отчетности за последующие периоды выражаются в виде относительных индексов к показателям базисного периода. Если анализ тренда затрагивает статьи отчета о прибылях и убытках, основная задача заключается в изучении динамики показателей или оборота и соответствующих затрат. Будет ли соотношение динамики изменения продаж и затрат линейным, зависит от особенностей конкретной отрасли.
Если в ходе анализа тренда текущие результаты деятельности коммерческой организации сравниваются с ее же показателями за прошлые периоды, то при процентном анализе сравнительную базу образуют показатели других коммерческих организаций, как правило, из этой же отрасли. Чтобы проводить сравнение с другими компаниями, необходимо устранить несоответствие в размерах компаний. Для этого величины показателей отчета о прибылях и убытках выражают в виде процента от продаж, а показатели бухгалтерского баланса — в виде процента от суммы всех активов. Балансы, преобразованные для целей процентного анализа, позволяют, с одной стороны, сравнить структуру финансирования различных компаний, а с другой — направления инвестирования данных ресурсов. Процентный анализ на основе отчета о прибылях и убытках имеет смысл только в том случае, когда отдельные статьи отчета о прибылях и убытках являются сопоставимыми.
Раздел сегментной информации позволяет пользователю групповой финансовой отчетности получить представление о распределении выручки по сегментам хозяйственной деятельности корпоративной группы. Анализ сведений по сегментам, включенных в финансовую отчетность, способствует повышению информативности результатов оценки операционных затрат в ходе процентного анализа. Анализ сегментной информации, которую раскрывает компания, проливает свет на корпоративную стратегию группы и позволяет оценить значимость отдельных хозяйственных и географических сегментов группы.
Анализ на основе финансовых коэффициентов позволяет достаточно подробно рассматривать вопросы, касающиеся финансового состояния коммерческой организации. К таким вопросам относятся следующие:
- 1. оценка способности коммерческой организации самостоятельно выполнить принятые обязательства и погашать свои долги;
- 2. определение того, насколько является успешным бизнес, приносит ли он достаточный доход;
- 3. оценка степени использования производственных мощностей;
- 4. оценка эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации;
- 5. оценка привлекательности данной коммерческой организации для потенциальных инвесторов.
Различные комбинации и соотношения показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые относятся к указанным вопросам, позволяют построить финансовые коэффициенты, несущие полезную информацию, благодаря чему пользователь финансовой отчетности может использовать их в процессе принятия решений.
Финансовые коэффициенты строятся путем соотнесения определенных показателей бухгалтерского баланса и показателей отчета о прибылях и убытках и позволяют оценить финансовое состояние, результаты деятельности и инвестиционный потенциал коммерческой организации. При этом необходимо учитывать, что прежде чем приступать к анализу на основе финансовых коэффициентов, следует очистить данные финансовой отчетности от элементов, снижающих степень их сопоставимости.
На основании всех методов анализа предприятие может оценить его деятельность и принять решения нужные, чтобы улучшить полученные показатели на следующую отчетную дату.
Глава 3. Использование результатов анализа отчетности акционерного общества в управлении предприятия отчетность акционерный бухгалтерский финансовый Результаты финансового анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности АО за предшествующие годы.
Данные финансового анализа характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Рост прибыли создает базу для самостоятельного финансирования, расширения производства, решения проблем социальных и трудовых конфликтов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Таким образом, результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.
Финансовый анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. Основными функциями управления экономической деятельности (функции экономического управления) являются:
- — информационное обеспечение управления — сбор, обработка, систематизация и группировка информации об экономических процессах и явлениях;
- — анализ хода экономической деятельности и ее результатов, оценка возможностей экономической деятельности;
- — планирование — оперативное, текущее, перспективное;
- — организация управления, т. е. организация эффективного функционирования всех элементов финансовой системы хозяйствующего субъекта в целях рационального использования материальных ресурсов.
Эффективность принятия управленческих решений определяется качеством аналитических исследований.
Учет, планирование и анализ обеспечивают качество управленческих решений.
Исходным элементом системы управления является планирование, которое определяет направление и содержание деятельности акционерного общества. Важным элементом планирования является определение путей реализации поставленной цели — достижение лучших финансовых результатов.
Потребителями информации, получаемой в ходе финансового анализа АО, являются:
на предприятии:
- — Совет директоров и администрация АО, которые используют результаты финансового анализа в работе по управлению АО, и выводу его в случае необходимости из кризисного или неустойчивого финансового состояния;
- — финансово-экономические службы, которые используют полученную информацию для оперативного управления и разработки финансовой стратегии АО;
- — служба маркетинга, которая нуждается в такой информации для получения объективной картины финансового состояния АО, его партнеров, конкурентов;
- — работники, которым такая информация необходима для оценки возможностей АО по выплате заработной платы и стабильности функционирования (обеспечения гарантий занятости);
вне предприятия:
- — акционеры, которые используют данные финансового анализа для оценки текущего состояния и перспектив АО, в том числе по выплате дивидендов и возможному повышению/понижению цены акций;
- — инвесторы — для оценки прибыльности деятельности АО;
- — кредиторы — для оценки возможностей АО по своевременной выплате процентов и погашения капитальной суммы долга;
- — государство (налоговые и статистические органы) — для обобщения информации о финансовом состоянии предприятий по отраслям, регионам, стране в целом;
- — страховые компании — для оценки страховых рисков и величины возможных возмещений;
- — банки — для оценки надежности АО в качестве клиента и заемщика;
- — инвестиционные компании — для оценки надежности и прибыльности капитальных вложений в АО.
Таким образом, на основании результатов финансового анализа акционерного общества руководство предприятия могут определить цель работы на будущее, оценить деятельность организации в настоящее время, а так же спланировать, как повысить конкурентоспособность. Сравнить результаты работы своей организации с результатами других организаций.