Организация и методика бухгалтерского учета товарных запасов, выручки от реализации товаров и розничного товарооборота, пути его совершенствования
Покупные цены на товары зависят от источников их поступления и установленного порядка формирования свободных и фиксированных цен. На рис. 2.1. представлен порядок формирования отпускных цен на товары поставщиками Республики Беларусь, по которым товары поступают на объекты розничной торговли. Товаропроизводители и заготовительные организации поставляют товары по свободным отпускным ценам; оптовые… Читать ещё >
Организация и методика бухгалтерского учета товарных запасов, выручки от реализации товаров и розничного товарооборота, пути его совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование цен на товары и тару и контроль за ценами в розничной торговле.
Порядок формирования розничных цен на товары установлен Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22 апреля 1999 г. [11, c.3].
Покупные цены на товары зависят от источников их поступления и установленного порядка формирования свободных и фиксированных цен. На рис. 2.1. представлен порядок формирования отпускных цен на товары поставщиками Республики Беларусь, по которым товары поступают на объекты розничной торговли. Товаропроизводители и заготовительные организации поставляют товары по свободным отпускным ценам; оптовые базы и другие посредники — по отпускным ценам изготовителей или по ценам приобретения с оптовой надбавкой, по единым отпускным ценам, по отпускным ценам нового уровня, установленным самостоятельно и зафиксированным в прейскурантах согласно действующему законодательству, с оптовой надбавкой; импортеры — по сформированным отпускным ценам. Отпускные цены на товары с фиксированными ценами все поставщики определяют как разность стоимости товаров по фиксированным розничным ценам и торговой скидке, предоставленной покупателям. Со стоимости товаров и невозвратной тары по отпускным ценам все поставщики взимают налог на добавленную стоимость по установленным ставкам. Продажу товаров в розничной торговле ведут по розничным ценам с налогами на добавленную стоимость и с продаж. Порядок формирования свободных розничных цен для продажи товаров населению приведен на рис. 2.2. Торговую надбавку, включая оптовую, устанавливают в процентах к прейскурантной отпускной цене организации-изготовителя, посредника или импортера без налога.
на добавленную стоимость и могут ограничивать предельными размерами согласно действующему законодательству. На сельскохозяйственные продукты, самостоятельно закупленные объектами розничной торговли у индивидуальных сдатчиков и реализуемые населению, торговую надбавку применяют к закупочной цене товаров. При формировании свободной розничной цены налог на добавленную стоимость, включаемый в цену товаров, рассчитывают по установленной ставке.
Организации розничной торговли могут самостоятельно осуществлять импорт товаров. При реализации этих товаров только в собственной торговой сети торговая организация по калькуляции формирует конечную розничную цену. При продаже этих товаров оптовым покупателям и населению в собственной торговой сети по калькуляции формируют отпускную цену и составляют реестр отпускных и розничных цен.
Поставщики имеют право согласовывать с покупателями конечные розничные цены с предоставлением в пользу последних торговых скидок в размерах, не превышающих установленные уровни торговых надбавок.
Отдельным организациям потребительской кооперации по решению специально созданных при областных, городских и районных исполкомах комиссий могут поручить реализацию конфискованных товаров. Такие товары реализуют через специальные секции и отделы с целью контроля за выручкой от их реализации и своевременностью расчетов с бюджетом (не позднее 5 дней после реализации имущества). Комиссия при передаче имущества на реализацию устанавливает розничные цены на него и торговую скидку для возмещения расходов торговых организаций, но не более 15% - в городе и 20% - в сельской местности, а на алкогольные и табачные изделия соответственно 10% и 15%.
Розничные цены на товары, бывшие в употреблении (в магазинах second hand), формируют с учетом фактических расходов торговой организации, не связанных с торговой деятельностью, чтобы предать товарам товарный вид. К таким расходам относятся затраты на химчистку, ремонт товаров и др.
Законом Республики Беларусь о бюджете областным (Минскому городскому) Советам депутатов дается право устанавливать налог с продаж товаров в розничной торговле в размере не более 5%, а для импортных — 15%. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно утверждает перечень социально значимых товаров и рекомендует областным (Минскому городскому) Советам депутатов, на какие из этих товаров не вводить налог с продаж или устанавливать в размере не более 2%. Для торговых объектов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности, налог с продаж на социально значимые товары могут не вводить.
Налог с продаж устанавливается как надбавка к розничной цене товара с налогом на добавленную стоимость за исключением залоговой стоимости возвратной стеклопосуды. Розничную цену с налогом с продаж округляют в установленном порядке с точностью до 5 р. или 10 р. [23, c.167].
Товары, расфасованные в одноразовые упаковочные материалы (пакеты, коробки, стаканы, баульчики), реализуются по розничным ценам, увеличенным на цену приобретения упаковочного материала.
Для контроля за правильностью установления и применения розничных цен на товары каждый торговый объект ведет их регистрацию в книге поступления товаров и подшивает копии товарных, товарно-транспортных накладных на поступившие товары.
Хозяйствующие субъекты обязаны строго соблюдать порядок ценообразования на всем пути движения товаров: от производства до конечного потребителя (покупателя). Контроль за ценами подразделяют:
Ё по времени проведения: на предварительный, текущий и последующий;
Ё отношению к субъекту хозяйствования: на внутренний и внешний;
Ё назначению: на ведомственный и государственный.
Предварительный контроль за ценами и оптовыми надбавками (торговыми скидками), соблюдением установленного порядка формирования отпускных цен, предельных и декларируемых цен и т. п. осуществляют работники коммерческой и финансовой служб, а также руководитель торговой организации в момент заключения договоров с поставщиками и покупателями. Такой контроль осуществляют сопоставлением информации о ценах у поставщика со сложившимися ценами на товарном рынке, прогноза из изменения, ценовой политики и т. д.
В интересах проведения текущего и последующего контроля за ценами в договорах поставки, в протоколах согласования цен, в товарных и товарно-транспортных накладных указывают отпускную цену изготовителя, отпускную цену импортера без налога на добавленную стоимость, процент и сумму оптовой надбавки, ставку и сумму налога на добавленную стоимость.
Текущий ведомственный контроль за ценами, оптовыми и торговыми надбавками ведут бухгалтеры, экономисты по ценам, товароведы, ревизоры и другие работники торговли. На оптовые базы потребительской кооперации возложена ответственность за правильность формирования розничных цен на товары, отгруженные в организации розничной торговли и общественного питания. Экономисты по ценам в товарно-транспортных накладных и других товарных документах проверяют правильность указания отпускных цен, ставок и сумм оптовых, торговых надбавок и налога на добавленную стоимость, а также розничных цен. Особенно тщательно проверяются учетные цены на товары и тару в инвентаризационных описях, товарных накладных на внутреннее перемещение товаров и тары с одного склада на другой, в актах на списание товарных потерь. Правильность применения цен экономист по ценам подтверждает своей подписью в первичных документах. Бухгалтер проверяет правильность подсчетов сумм в товарных и товарно-транспортных накладных. При установлении случаев завышения поставщиками цен, оптовых надбавок (занижения торговых скидок), неправомерного включения в счет транспортных расходов, ошибок в подсчетах оптовая организация заявляет частичный отказ от оплаты предъявленных документов. [23, c.54].
Ревизоры и другие работники оптовой торговли проверяют правильность указания учетных цен при инвентаризации, переоценке товаров, проверке работы оптовых складов, контрольных проверках, проведенных инвентаризацией и переоценок товаров и тары.
Последующий ведомственный контроль учетных цен проводят при документальных ревизиях, проверке сохранности товаров и тары на оптовых складах. Он необходим для правильного выведения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей в случае установления крупных недостач, хищений, краж и ограблений.
Текущий и последующий государственный контроль за ценами в торговле осуществляют:
Ё на республиканском уровне — Департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики, Комитет государственного контроля и другие органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля цен;
Ё местном (региональном) уровне — отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, инспекции по ценам в городах и районах и другие органы на местах.
Проверку правильности установления цен и соблюдения дисциплины цен представители органов государственного контроля осуществляют при тематических и целевых проверках оптовых торговых организаций.
Финансовая служба Белкоопсоюза, областных потребсоюзов и райпо осуществляют постоянный контроль за соблюдением дисциплины цен и порядком ценообразования в подведомственных организациях: проводят консультирование, семинары по применению законодательства по ценообразованию, тематические и целевые проверки, участвуют в комплексных ревизиях.
В соответствии с законодательством торговые организации несут ответственность за завышение или занижение цен, завышение предельных торговых надбавок, за нарушение установленного порядка их определения, отсутствия в товарных и платежных документах отпускных цен изготовителей (импортеров), их обоснования и других сведений. Кроме того, руководители и должностные лица торговых организаций также несут ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что порядок формирования цен на товары и тару установлен Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22 апреля 1999 г. Учет товаров в организациях розничной торговли ведут по розничным ценам, включающим торговую надбавку, включая надбавку оптового звена, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по установленным ставкам. Учет тары, кроме стеклотары ведут по договорным ценам, а стеклотара учитывается по залоговым ценам. Каждая организация обязана строго соблюдать установленные цены на всем пути движения товаров. Кроме материальной ответственности руководители и должностные лица розничных организаций несут административную, уголовную ответственность за нарушение законодательства и ценообразовании в соответствии с действующим законодательством.