Венецианская (старая итальянская) форма бухгалтерии
Петербургская школа бухгалтеров. Одно из ведущих направлений российской бухгалтерской науки второй половины XIX — начала XX вв. Главой петербургской школы бухгалтерского учета был Е. Сивере, назвавший знания о практике учета «счетоводством», а науку об учете — счетоведением. Этот подход стал общепризнанным в русской учетной литературе вплоть до 1929 г. Крупнейшими соратниками Е. Сиверса… Читать ещё >
Венецианская (старая итальянская) форма бухгалтерии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
старейшая в Европе форма счетоводства, берущая свое начало в трудах Л. Пачоли и Д. Манчини. Так называемая «старая» итальянская (венецианская) форма счетоводства включала журнал, памятную и Главную книги. В дальнейшем (в 1688 г.) Ф. Гаратти усовершенствовал эту форму, разделив счета на синтетические и аналитические. Последние были выведены из состава регистров, а этот вариант получил название новой итальянской формы счетоводства. В XV111 в. новая итальянская форма не претерпела существенных изменений, если не считать исключения из ее состава регистров памятной книги и введения А. Мендесом специального правила: итог оборотов по журналу должен быть равен итогу дебетовых и итогу кредитовых оборотов по Главной книге. Эта форма не допускала разделения труда. Поэтому к концу XV111 в. единый журнал стал распадаться на несколько регистров, что позволяло группировать факты хозяйственной жизни по типам операций.
ДВЕ ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХ. УЧЕТА НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ
Петербургская школа бухгалтеров. Одно из ведущих направлений российской бухгалтерской науки второй половины XIX — начала XX вв. Главой петербургской школы бухгалтерского учета был Е. Сивере, назвавший знания о практике учета «счетоводством», а науку об учете — счетоведением. Этот подход стал общепризнанным в русской учетной литературе вплоть до 1929 г. Крупнейшими соратниками Е. Сиверса по петерб-й школе бухгалтерского учета были А. Гуляев и Н. фон Дитмар. В отличие от московской школы, петербуржцы утверждали, что баланс — следствие системы счетов, поэтому учить надо от счета к балансу. По их мнению, баланс опирается только на счета и не связан с инвентарем. Главой новой петербургской школы бухгалтеров был Евстафий Евстафьевич Сиверс (1852−1917). В области чистой теории двойной записи Е. Е. Сиверс известен как автор меновой теории, сущность которой заключается в том, что в основе двойной записи лежит обмен (мена) благами. Получили товары, а взамен выдали обязательство эти блага оплатить. Теория эта имела большое распространение, значение, придаваемое Е. Е. Сиверсом мене в образовании двойной записи, привело его к выводу, что сама двойная запись является основным законом бухгалтерского учета. Александр Иванович Гуляев был ближайшим помощником Сиверса. В состав себестоимости он включал: материалы, заработную плату, затраты механической и электрической силы и амортизацию, причем два последних вида расходов относил на себестоимость, если они участвуют в создании определенного вида продукции. Распределение накладных расходов рекомендовалось выполнять пропорционально заработной плате. Гуляев применял счет «Выпуск готовой продукции. Последов-м Сиверса был и Николай Федорович фон Дитмар — инженер по образованию. Все счета он делил на личные, вещественные и отвлеченные (калькуляционные и результатные). Поскольку запись на счетах предполагает В = П (выдача = поступления), возможна только двойная бухгалтерия, утверждал фон Дитмар. Московская школа бухгалтеров. Основатели московской школы: Н. С. Лунский, Г. А. Бахчисарайцев, И. Бельмер, А. К. Рощаховский. Они считали, что счета — это элементы баланса, что система счетов задана балансом и что частное можно понять только в связи с целым, поэтому и учить бухгалтерии надо от баланса к счету. При этом баланс — это только упрощенная форма инвентаря, который независим от плана счетов; счета делятся на две противоположные по характеру группы: активные и пассивные. Отношение к баланс определило и отношение к двойной записи которая была не воплощением объективного закона мены, а следствием двойной группировки счетов в балансе. Н. С Лунский был создателем балансовой теории. Для Лунского вся теория учета — это просто прием, которому нужно учиться, чтобы уметь делать „самое трудное в бухгалтерии“ — проводки, а для этого надо понять баланс. Лунский распространил понятие „пассив“ и на собственные средства, однако для того чтобы сформулировать содержание пассива, ему пришлось прибегнуть к новому термину „источник“, получившему в советское время всеобщее распространение. В результате из важнейших бухгалтерских категорий выпадает сущность, учет превращается в методологический прием, лишенный всякого конкретного содержания. Но именно вследствие внешней простоты и легкости она получила широчайшее распространение. Вторым ярким представителем московской школы был Г. А Бахчисарайцев. Все методы прикладной бухгалтерии должны вытекать из понятия о балансе и базироваться на нем. Баланс — начало и конец счетоводства. Счет — органическая часть баланса. Отношение счетов к балансу — математическое: целое равно сумме своих частей. Изучение счета ранее изучения баланса логически невозможно. Счета разделяются на активные и пассивные. Все пассивные счета — личные». Г. А. Бахчисарайцев впервые в русской счетоводной литературе разделил все хозяйственные операции по их влиянию на баланс на четыре типа, которые по сей день должны запоминать все изучающие бухгалтерский учет: Третий основатель московской школы Ф. И. Бельмер. Он стал одним из создателей бухгалтерского учета в Болгарии, куда он эмигрировал во время революции. Верный консервативному духу, развивая учение о балансе как независимом от плана счетов документе, Бельмер впервые показал, что в балансе нет счетов, а есть статьи, и что «отчетная балансовая таблица может не быть тождественной с балансом Главной книги ни по содержанию, ни по итогам».