Анализ наводнений в Российской Федерации
С целью предотвращения опасных последствий 06.07.2012 в 20 часов 15 минут Краснодарским ЦГМС из-за усиления интенсивности осадков в юго-западной части края было выписано штормовое предупреждение № 9, которое направлено в соответствующие государственные учреждения Краснодарского края, в том числе в ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в 20 часов 15 минут и в администрацию Краснодарского края в 20… Читать ещё >
Анализ наводнений в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В России площадь паводкоопасных территорий составляет 400 тыс. км2. Ежегодно подвергается затоплению около 50 тыс. км2территорий. Наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс. км2, где расположены 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, большое количество хозяйственных объектов, более 7 млн. га сельхозугодий3.
Анализ статистики данных показывает, что за последние пять лет на территории Российской Федерации произошло большое количество наводнений, паводков и т. д., которые нанесли существенный урон экономической и материальной базе районов, в которых они произошли4.
Наибольший ущерб получили:
В Зейском районе Амурской области было подтоплено 79 домов в городе Зея, селе Овсянка, поселках Заречная Слобода и Бомнак. Из пострадавших от паводка домов были эвакуированы к родственникам и в пункты временного размещения 472 человека, из них 104 ребенка. Около 80 семей лишились жилья. Ущерб от наводнения в Зейском районе Амурской области составил 630 млн. рублей, жертв небяло.
В Краснодарском крае городах Геленджик, Новороссийск и Крымск. В районе бедствия стихией был причинён ущерб 7 200 жилым домам, были выведены из строя системы газо-, энергои водоснабжения, было прекращено железнодорожное и автомобильное движение, погибло около 170 человек, двое пропали без вести. Самые большие жертвы и разрушения пришлись на Крымск.
Организация взаимодействия спасательных подразделений регламентирована большим спектром нормативной правовой базы направленной на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Основным документом на сегодняшний день является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно статьи 3 настоящего закона, его целями являются:
- — предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- — снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- — ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- — разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями5.
Введение
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» объединило в единую систему органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 6.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы.
Координационными органами единой системы являются:
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления единой системы являются:
на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Первой главной причиной катастрофического наводнения, произошедшего в ночь с 6 на 7 июля в бассейне р. Адагум, явились чрезвычайно высокие, не наблюдавшиеся ранее за весь период инструментальных наблюдений осадки. Основное ядро осадков, сформировавшее катастрофический паводок в бассейне р. Адагум, относится к периоду с 22 часов 6 июля по 03 часа 7 июля. В этот период шли непрерывные дожди с интенсивностью достигавшей 35−45 мм в час. Суммарное количество осадков, выпавших за эти 5 часов составило по м/с Крымск 124 мм, а по м/с Новороссийск 157 мм.
Второй то что, на условия прохождения паводочной волны оказали влияние антропогенные факторы. Пропускная способность железнодорожного моста через р. Адагум перед г. Крымском оказалась недостаточной, чтобы пропустить большой объем воды, насыщенной карчем, в результате чего в треугольнике, образованном двумя железнодорожными насыпями начался подъем уровня воды, достигший 7.10 м (рисунок2.1.3.1, точка № 15) и образовалось искусственное водохранилище со значительным объемом воды. При дальнейшем поступлении воды по этим рекам произошло перетекание и прорывы значительной части аккумулированного стока в левобережную пойму и его быстрое перемещение в сторону г. Крымск.
Следующим подпорным сооружением на пути потока оказался автодорожный мост на въезде в г. Крымск (ул. Новороссийская), пролеты которого были забиты карчем. Здесь наблюдался наибольший подъем уровня, достигший 8,5 м над меженным. Поток устремился на левый берег по ул. Новороссийской, ширина зоны затопления здесь превысила 2 км. По правому берегу также наблюдалось затопление поймы шириной до 700 м. В 1 км ниже моста уровень превысил меженный на 7,8 м.
Автомобильный мост в центре города также превратился в искусственную плотину из-за того, что пролеты между опорами моста оказались забиты карчем и бытовым мусором, в результате чего вода стала переливаться через мост, а значительная ее часть пошла в обход моста, преимущественно по правобережной части города. Подъем уровня перед мостом составил около 7 м.
Третьей стала пропускная способность русла и поймы р. Адагум в пределах г. Крымска недостаточна для пропуска паводочных расходов: прилегающая к реке пойма застроена, в том числе и в водоохранных зонах, а русло реки замусорено, не расчищается и на отдельных участках сильно заросло.
Четвертая причина это то, что максимальный расход, прошедший 7 июля по р. Адагум через г. Крымск составил около 1500 м3/с и почти в два раза превысил исторический максимум 2002 г. Обеспеченность (вероятность превышения) этого расхода ориентировочно оценивается равной 0,5 (1 раз в 200 лет). По р. Баканка максимальный расход оценен в 1040 м3/с, а по р. Неберджай в 800 м3/с. Основной вклад в формировании максимального расхода воды р. Баканка внесли ее правые притоки.
И последняя, но не мало важная это то, что объем стока р. Адагум в створе гидрологического поста у г. Крымска, прошедший в период паводка 6−7 июля 2012 г. оценен в 40 000 тыс. м3, что составляет 38% от нормы годового объема стока. 8.
Неберджаевское водохранилище снизило поступление паводочных вод в р. Адагум в период его наиболее интенсивного развития (до 5−45 часов 7 июля) примерно на 130 м3/с.
Рисунок 1 — Максимальные суточные осадки по м/с Крымск, Новороссийск и Геленджик.
Рисунок 2 — Часовые слои осадков по данным автоматических метеорологических комплексов (АМК) за 6−7 июля 2012 г.
Как видно из космического снимка (приложение 1) зона экстремальных осадков охватила всю территорию бассейна Адагум.
Рисунок 3 — Участок р. Адагум выше железнодорожного моста.
Рисунок 4- Автомобильный мост на въезде в г. Крымск Таблица 2.
Динамика изменения уровня воды по наблюдениям на ГП р. Адагум
06 июля 2012. | |||||||||||||||
Час. | 23−30. | ||||||||||||||
Уровень, см. | |||||||||||||||
07 июля 2012. | |||||||||||||||
Час. | 0−30. | 1−30. | |||||||||||||
Уровень, см. | |||||||||||||||
На рисунке 5 представлена карта-схема затопления города Крымска.
Рисунок 5. — Карта-схема затопления г. Крымска Организация проведения работ по спасению людей, предупреждению и ликвидации последствий наводнения в городе Крымске Краснодарского края В связи с образованием над территорией Краснодарского края стационарного циклона и ожидаемым ухудшением синоптической ситуации дежурным синоптиком Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Краснодарский ЦГМС) 05.07.2012 в 11 часов 15 минут было выписано Штормовое предупреждение № 31 о комплексе метеорологических явлений (КМЯ): «в ближайшие сутки 3−6 часов 05.07.2012 с сохранением до конца суток 05.07.2012 и сутки 06.07.2012 в отдельных пунктах края ожидаются сильные грозовые дожди, сильные ливни с градом и усилением до 20 м/с».
Штормовое предупреждение было передано средствами факсимильной связи в ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и в администрацию края в 11 часов 23 минут.
В 09 часов 55 минут 06.07.2012 гидрометеобюро города Новороссийск передано штормовое предупреждение: «Сегодня 06.07.2012 в ближайшие 2−4 часа по району от Анапы до Джубги ожидаются очень сильные дожди (ОЯ).
В 10 часов 15 минут 06.07.2012 Краснодарским ЦГМС выписано штормовое предупреждение № 8 (ОЯ) «В связи с выпавшими и ожидаемыми осадками категория ОЯ, в ближайшие 1−2 часа с сохранением до конца суток 06.07.2012 и последующие 07.07.2012 на реках и водотоках Черноморского побережья Краснодарского края на участке Анапа-Джубга ожидаются резкие подъемы уровня воды в местах достижения опасных отметок».
С целью предотвращения опасных последствий 06.07.2012 в 20 часов 15 минут Краснодарским ЦГМС из-за усиления интенсивности осадков в юго-западной части края было выписано штормовое предупреждение № 9, которое направлено в соответствующие государственные учреждения Краснодарского края, в том числе в ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в 20 часов 15 минут и в администрацию Краснодарского края в 20 часов 17 минут, в котором было указано о резком подъеме уровней воды, местами с достижением опасных отметок в связи с выпавшими и ожидаемыми сильными осадками на реках, малых реках и водотоках юго-западной части территории Краснодарского края.
В связи с ожидаемым усилением интенсивности дождей вечером 06.07.2012 и ночью с 06 на 07.07.2012 и с окончанием срока действия штормового предупреждения № 31 от 05.07.2012 в 22 часа 58 минут 06.07.2012 было составлено и доведено штормовое предупреждение № 31 о сохранении очень сильных дождей «В течение ночи 06−07.07.2012 и утром 07.07.2012 местами по Краснодарскому краю, в том числе по Черноморскому побережью в районе от Анапы до Джубги сохраняются очень сильные дожди, сильные ливни».
06.07.2012 поступившее в Главное управление Министерства чрезвычайных ситуации России по Краснодарскому краю Штормовое предупреждение № 31 передано в муниципальное казенное учреждение «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защите муниципального образования Крымский район», главе муниципального образования Крымский район Краснодарского края, которые ими доведены до глав городского и сельских поселений Крымского района.
Уже ночью, когда поступила первая информация о размахе стихийного бедствия, был создан оперативный штаб, в состав которого вошли сотрудники всех служб Геленджика, МЧС и ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. В городе начали работу 30 аварийно-восстановительных бригад в составе 700 человек, в ремонтных работах были задействованы более 120 единиц техники. 10.
Одновременно с этим стало известно, что в ночь на 7 июля была затоплена часть Северо-Кавказской железной дороги. Вода поднялась на железнодорожные пути, покрыв рельсы на полметра. В связи со сложившейся ситуацией на участке Крымская — Баканская было изменено движение поездов в направлении Новороссийск. Всего у станции Крымская и еще на четырех перегонах были остановлены 26 пассажирских поездов, в которых находились 9 тыс. 293 пассажира. Часть клиентов транспортных компаний были доставлены до мест назначения автобусами, остальные пассажиры были обеспечены водой и питанием. Железнодорожное движение на Северо-Кавказской железной дороге по направлениям на Анапу и Новороссийск было восстановлено только утром 8 июля.
Утром 7 июля Губернатор Краснодарского края А. Ткачев посетил наиболее пострадавшие от стихии районы города, проинспектировал ход аварийно-восстановительных работ, а затем провел заседание оперативного штаба по ликвидации последствий стихии. Губернатор встретился и с местными жителями.
По окончании совещания в Геленджике А. Ткачев отправился в Крымск, сильнее других пострадавший от наводнения. Здесь в результате стихийного бедствия треть 50-тысячного города оказалась затопленной, под водой находились более 4 тыс. домов, 12 социальных объектов — школы и детские сады. По распоряжению властей вблизи города был построен палаточный лагерь, рассчитанный на 1000 человек.
По данным администрации края, за ночь в Крымске выпал 171 мм осадков, что привело к выходу из берегов ближайших горных рек. На ликвидацию последствий наводнения были брошены несколько тысяч спасателей, полицейских и добровольцев, задействовано более 200 единиц техники.
Сообщения о погибших в Крымске стали поступать рано утром 7 июля. В 12:10 мск количество жертв трагедии в городе достигло 30 человек, спустя час МВД сообщило уже о 53 жертвах стихии на Кубани, в 14:25 мск список погибших увеличился до 67 человек, еще спустя полчаса — до 78. После 18:00 мск стало известно, что количество жертв превысило 100 человек.
Глава региона посетил пострадавшие от стихии районы Крымска около 14:00 мск. А. Ткачев заявил, что пострадавшие получат компенсации в размере от 50 до 100 тыс. рублей, причем средства будут выделены из федерального бюджета. Местные власти также изъявили готовность выплатить компенсации, но с размером выплат не определились. 11.
Около 19:30 мск стало известно, что в пострадавший от стихии Крымск вылетел президент России Владимир Путин. Спустя час глава государства осмотрел пострадавшие районы Кубани с вертолета, после чего провел оперативное совещание, в ходе которого заявил, что люди, имущество которых пострадало от наводнения на Кубани, получат в общей сложности 160 тыс. руб. на каждого члена семьи, а семьи погибших — по 2 млн руб.
В свою очередь полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов сообщил, что ущерб от наводнения может превысить 1 млрд руб.
Тактика действий дежурной смены спасателей при ликвидации чрезвычайной ситуации одноэтажного здания, кирпичная кладка в два кирпича, окна металлопластиковые, стены кирпичные с каркасом, площадь — 320 м². Полное обрушение здания при взрыве природного газа. Обслуживает собственник. Работы производятся в дневное время.
- 1. 320:2= 160 м²; (при частичном обрушении здания);
- 160:100 = 1,6; (коэффициент на объем завалов);
- 1,6 * 22 = 35,2 м³ (объем завалов, 22 — т.к. здание жилое смешанного типа);
- 2. Nлс = 0,1 * 0,2 * 1 = 3, 96+0,08 = 4,03 = 5 человек;
- 3. Псв= 5/25=0,2 ед;
- 4. Псз= 1*6*0,2=1,2 ед;
- 5. Nсз=Псз*N;
Nсз=1,2 *10=12 человек;
- 6. Nпп=1,8/16*(30*2)*1= 6,75 =7 человек;
- 7. Nмех. пп=1,2* (10*2)/16*1= 1,5 = 2 бульдозера;
Время начала работы: с 6:20 16.02.2014 г.
Окончили работу: через сутки (24 часа) в 6:20 17.06.12.
Метеоусловия:
- 1) ветер 3−8 м/с; северо-восток;
- 2) температура = 23оС;
- 3) видимость — 3 км;
- 4) малооблачно;
- 5) пострадавших нет.
t*Nлс/Tc*8 = (24*50*2)/8 = 150 ч/ч Использование 2х поисково-спасательных собак.