Бухгалтерский баланс: понятие, структура и экономическое содержание
Приложение к бухгалтерскому балансу формируется на основе информации по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финансирования затрат по приобретению активов, с указанием структуры дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения (включая уплату процентов) кредитов и займов, операции с финансовыми активами организации. В первом разделе… Читать ещё >
Бухгалтерский баланс: понятие, структура и экономическое содержание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» [1], типовым планом счетов бухгалтерского учета [3] и постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 41 с изменениями и дополнениями [4], бухгалтерская отчетность за 2007 год годовая представляется в обязательном порядке по типовым формам, состоящим из: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки.
Однако, начиная с 1 квартала 2008 года, при составлении организациями бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 19 [5].
Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. Бухгалтерская отчетность за месяц состоит из бухгалтерского баланса. Бухгалтерская отчетность за квартал состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Бухгалтерская отчетность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей составляется за отчетный год и состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. К бухгалтерской отчетности прилагается пояснительная записка.
Формы годовой бухгалтерской отчетности организаций, а также порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь.
Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщенного отражения в денежном измерении данных о средствах и источниках их образования, находящихся в распоряжении организации на определенную дату.
В основе бухгалтерского баланса лежит балансовое обобщение, которое отличается двойственным характером отражения объектов (объекты учета отражаются в балансе и рассматриваются с двух позиций: по виду средств и по источникам образования этих средств) и синтетическим обобщением информации (позволяет свести частные показатели в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных).
В бухгалтерском балансе отражается имущество предприятия, его капитал и обязательства в денежном выражении на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве — капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств).
В белорусской учетной политике в настоящее время применяется вертикальная форма баланса с применением уравнения:
Активы=Капитал + Обстоятельства (1.2).
Схематически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей. Левая часть таблицы называется актив (от латинского асtives — деятельный) и служит для отражения средств по их составу и размещению. Правая часть называется пассив (от латинского раssivis — бездеятельный) и служит для отражения этих же средств, но по источникам их образования. Пассив отвечает на вопрос «откуда?» появились средства, а актив — «куда?» эти средства вложены.
Благодаря двойственному характеру отражения предмета учета итоги актива и пассива баланса должны быть равны между собой, так как сумма активов не может быть больше, чем сумма источников (пассивов), за счет которых они образованы.
Равенство итогов активов и пассивов является основной особенностью бухгалтерского баланса и служит обязательным условием его составления.
В бухгалтерском балансе за 2007 год предусмотрено выделение следующих разделов: внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, обязательства. Первые два раздела включаются в состав актива, а последние два — в состав пассива баланса.
В бухгалтерском балансе, составляемом в 2008 году, предусмотрено выделение следующих разделов: внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. В балансе статьи объединяются в группы, а последние в разделы, в основе которых лежит экономическое содержание самих статей.
Основным элементом бухгалтерского баланса является статья. Статьей называется показатель (строка) актива и пассива бухгалтерского баланса, характеризующий экономически однородный вид имущества или источник формирования имущества (обязательства организация). Каждая статья баланса имеет свое название, номер синтетического счета (счетов) и номер строки расположения в балансе.
Группы статей объединяются в разделы бухгалтерского баланса. Разделы бухгалтерского баланса — это укрупненные классификационные группы средств или их источников по определенным признакам.
Для отражения состояния объектов учета в бухгалтерском балансе предусмотрены две графы для цифровых показателей на начало года и на конец отчетного периода. При составлении бухгалтерского баланса используется только часть содержащейся на бухгалтерских счетах информации в виде сальдо.
Итоговая сумма остатков средств организации в активе и пассиве по строке «Баланс» носит название валюты баланса. Она отражает бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов представленных собственниками и кредиторами.
Бухгалтерский баланс составляется на определенную дату организаций. Однако в течение отчетного периода происходят хозяйственные операции, которые, фиксируясь на счетах, изменяют статьи, как актива, так и пассива баланса. Изменяться может состав, структура и размещение объектов учета. Валюта бухгалтерского баланса при этом также может изменяться, однако равенство актива и пассива сохраняется. Таким образом, каждая хозяйственная операция обязательно вызовет изменения в бухгалтерском балансе, которое можно отнести к одному из четырех типов, причем затрагивается как минимум две статьи (объекта учета) при обязательном соблюдении равенства между активом и пассивом баланса.
В отчете о прибылях и убытках показатели формируются нарастающим итогом с начала года по отчетную дату. Источниками формирования показателей отчетного периода являются оборотные ведомости, журналы — ордера, аналитические данные по счетам учета финансовых результатов: 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Данные графы 4 данной формы заполняются на основе данных графы 3 за соответствующий период предыдущего года.
При составлении отчета о прибылях и убытках в 2008 году следует учитывать то, что данная форма претерпела некоторые изменения. В разделе «Доходы и расходы по видам деятельности» появился новый показатель «Валовая прибыль», которая рассчитывается как разность между выручкой, полученной от реализации товаров, работ, услуг, и исчисленными налогами и сборами, включаемыми в выручку от реализации товаров, работ, услуг, а также себестоимость реализованных товаров, работ, услуг. Для контроля за целевым использованием сумма полученной государственной поддержки (субсидии) на покрытие разницы в ценах и тарифах выделяется отдельной строкой и не включается в расчет показателя «Валовая выручка». Изменилась детализация операционных доходов и расходов. В отчете необходимо показать проценты к получению и уплате, доходы от участия в создании других организаций, доходы и расходы от операций с активами и прочие операционные доходы и расходы. В самостоятельный раздел вынесена расшифровка отдельных внереализационных доходов и расходов. Отчет дополнен информацией о расходах и доходах, не учитываемых при налогообложении, и соответственно о размере налогооблагаемой прибыли (убытка).
Отчет об изменении капитала содержит информацию об остатках на начало и конец года фондов и резервов организации, создаваемых в соответствии с законодательством и учредительными документами, их изменении в течении года, а также о суммах прибыли и направлениях ее использования. По графе 3 отчета об изменении капитала приводятся данные об остатках сформированных на начало года фондов и резервов. По графам 4 и 5 отражаются данные об увеличении или уменьшении фондов и резервов организации. В графе 6 отражаются остатки фондов и резервов на конец отчетного года.
Отчет о движении денежных средств формируется на основе информации о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного года в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах бухгалтерского учета 50 «Касса» (включая стоимость денежных документов, находящихся в кассе), 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» (включая счета открытые по кредитным договорам), 57 «Переводы в пути», представляются в белорусских рублях. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату, когда была совершена хозяйственная операция. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк данного отчета.
Приложение к бухгалтерскому балансу формируется на основе информации по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финансирования затрат по приобретению активов, с указанием структуры дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения (включая уплату процентов) кредитов и займов, операции с финансовыми активами организации. В первом разделе «Основные средства и нематериальные активы» приводятся состав основных средств и нематериальных активов. Во втором разделе «Незавершенные вложения во внеоборотные активы» приводится информация по составу счета 07 «Оборудование к установке» и счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В третьем разделе «Доходные вложения в активы» приводится информация счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». В четвертом разделе «Финансовые вложения» приводится информация о произведенных организацией финансовых вложениях в уставные фонды других организаций, о ценных бумагах, приобретенных организацией, по их видам и срокам, учитываемых на счете 58 «Финансовые вложения». В пятом разделе «Дебиторская задолженность» и шестом разделе «Кредиторская задолженность» приводится информация о составе дебиторской и кредиторской задолженности (краткосрочная, долгосрочная, в том числе просроченная). К просроченной дебиторской и кредиторской задолженности относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором или законодательством. В разделе семь «Полученные кредиты и займы» приводится информация по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» о суммах полученных и погашенных кредитов и займов, включая суммы начисленных и уплаченных по ним процентов.
Отчет о целевом использовании полученных средств формируется по учетным данным некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (дохода). В отчете приводится информация об источниках поступления средств в организацию и направлениях их расходования в отчетном году, остатках средств на конец отчетного года.
Пояснительная записка характеризует деятельность организации в отчетном году. В пояснительной записке необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, обязательства, капитал, отдельные виды доходов и расходов, прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках [4].
Составление годовой бухгалтерской отчетности не сводится только к технике заполнения отчетных форм. Заполнению бухгалтерской отчетности предшествуют следующие операции.
- 1. Пересмотр нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.
- 2. Уточнение оценки отражения в бухгалтерском учете активов и пассивов.
- 2.1. Отражение на дату составления бухгалтерской отчетности приобретенных ценностей, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков, на счетах учета имущества.
- 2.2. Уточнение оценки имущества, работ, услуг, полученных (выполненных, оказанных) по неотфактуренным поставкам, сопроводительные документы по которым получены до даты представления бухгалтерской отчетности.
- 2.3. Создание и корректировка резервов предстоящих расходов на дату составления бухгалтерской отчетности.
- 2.4. Уточнение оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость.
- 2.5. Перерасчет в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (отражение в бухгалтерском учете курсовых разниц).
- 2.6. Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты, подтверждающих существование на отчетную дату хозяйственных условий, в которых организация вела свою деятельность.
- 2.7. Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
- 3. Проведение переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2008 года и отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете на 31 декабря 2007 года.
- 4. Проведение переоценки не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования по состоянию на 1 января 2008 года и отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете на 31 декабря 2007 года.
- 5. Исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности. Исправления в бухгалтерский учет вносятся в соответствии с Порядком внесения исправлений в бухгалтерский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок.
- 6. Отражение финансового результата деятельности организации.
- 7. Сверка показателей синтетического и аналитического учета.
- 8. Подготовка изменений в учетную политику субъекта хозяйствования [13].
Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций — с момента их государственной регистрации, создания по 31 декабря включительно.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. Бухгалтерская отчетность за месяц состоит из бухгалтерского баланса. Бухгалтерская отчетность за квартал состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Бухгалтерская отчетность организации составляется с учетом показателей деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы. В случае реорганизации юридического лица в форме слияния показатели бухгалтерской отчетности по состоянию на начало отчетного года необходимо формировать с учетом, указанных в аналогичной отчетности по состоянию на начало года сливающихся организаций.
Бухгалтерская отчетность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей составляется за отчетный год и состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. К бухгалтерской отчетности прилагается пояснительная записка.
Отечественный бухгалтерский баланс строится по принципу повышения уровня ликвидности активов. В нем в начале отражаются менее ликвидные активы («Нематериальные активы», «Основные средства и т. д.), а в конце — более ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютных счетах и т. д.) [16].