Естественно научные знания и современное образование
Концептуальный принцип, положенный в основу дисциплины «Концепции современного естествознания», позволяет на уровне основополагающих идей и систем взглядов сформировать естественно-научное мировоззрение Думается, на таком принципе могут быть построены специальные научно-технические и гуманитарные дисциплины, что значительно облегчит их изучение. Концептуальный подход в изучении естествознания… Читать ещё >
Естественно научные знания и современное образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении всей истории развития общества основу образования составляли знания о природе, знания о человеке и знания об обществе. Очевидно, эти три составляющие образования взаимосвязаны: природа породила человека, а люди образуют общество. Длительная история развития цивилизации показывает, что далеко не всегда, а вернее, никогда названные элементы разных по форме и содержанию образовательных систем не находились в полном и стройном развитии, т. е. не составляли гармонического единства. Так, в древние времена знания о природе естественно-научные знания — носили описательный, умозрительный, натурфилософский характер. Основное внимание уделялось знаниям о человеке. Древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 470- 399 до н.э.) полагал, что единственная функция знания — это самопознание, т. е. интеллектуальный, нравственный и духовный рост человека. Древнегреческий философ Протагор (ок. 480−410 до н.э.) утверждал, что цель знания сделать деятельность человека более успешной и эффективной. Однако из утверждений древнегреческих философов не следует, что знания обладают полезностью, заключающейся в умении и навыках.
С развитием естественно-научных знаний, когда начиная с XVIII в. открываются первые фундаментальные законы природы с последующим их практическим применением, появляется понятие «технология», сформировавшееся за несколько десятилетий начала XVIII в. Оно происходит от слов techne — искусство, ремесло, logos — понятие, учение, что вместе означает организованное, систематизированное, целенаправленное знание. Для изучения технологий стали создаваться учебные заведения. Первое техническое учебное заведение — Школа мостов и дорог — основано во Франции в 1747 г.; за ним последовали первая Школа сельского хозяйства в 1770 г. и первая Школа горного дела в 1776 г. (обе в Германии). В 1794 г. во Франции был открыт первый технический университет — Политехнический университет, а вместе с ним возникла и профессия инженера. Вскоре в систематизированную отрасль знаний была преобразована медицинская практика.
По мере развития естественно-научных знаний на Западе и прежде всего в Великобритании активизировалось изобретательство, которое привело к тому, что ремесло перестало быть таинством и секретом. Ярким свидетельством перехода от ремесла к технологии является величайший труд «Энциклопедия», изданный в 1751—1780 гг. Дени Дидро (1713−1784) и Жаном Д’Аламбером (1717−1783). В этом выдающемся труде впервые представлены в организованном и систематизированном виде знания о всех ремеслах, чтобы можно было получить специальные знания, на нанимаясь в ученики. Статьи для «Энциклопедии» писали и выдающиеся ученые того времени, в том числе Вольтер (1694−1778), Руссо (1712−1778) и др. Первые технические школы и «Энциклопедия» выполнили важную задачу: они свели воедино, систематизировали и сделали всеобщим достоянием знания, навыки и секреты различных ремесел, сложившиеся на протяжении тысячелетий. Практический опыт они преобразовали в знания, практическое обучение — в учебники, секреты — в методологию, а конкретные действия — в прикладные науки. Все это послужило базой для бурного развития промышленности — глобального процесса преобразования общества.
Знания сегодня — это информация, имеющая практическую ценность. В последнее время все чаще говорят о переходе к экономике, основанной на движении не традиционных материальных товаров и ресурсов, а идей и знаний, т. е. информации. Такому переходу способствует развитие информационных технологий, благодаря внедрению которых, например, в США прирост внутреннего валового продукта составил 30%, а объем продаж информационных технологий — около 600 млрд. долларов в год, и в результате информационная отрасль в этой стране опередила авиационную и автомобильную промышленность.
К пониманию необходимости целостности современного образования, основанного на знаниях о природе, человеке и обществе, пришли многие исследователи как в России, так и в других странах. Пришли разными путями и из разных соображений. И предлагают решить проблему по-разному: одни видят ее решение в гуманитаризации научно-технического образования, а другие — в необходимости естественно-научных знаний для специалистов гуманитарных направлений. При этом те и другие приходят к единому мнению: цель изучения всех дисциплин одна и та же — обеспечить будущность существования человека в биосфере. Однако четко обозначенная цель не определяет средства ее достижения. Действительно, объем необходимой для изучения информации чрезвычайно большой. Возникает вопрос: как ее изучать? А вслед за ним и другой вопрос: можно ли ее изучить? Оказывается, можно, если воспользоваться концептуальным принципом, позволяющим изучать предмет в рамках основополагающей идеи и системного подхода. Такой фундаментальный принцип образования является не только предметом обсуждений, но и руководством к действию: в государственные образовательные стандарты введена новая дисциплина «Концепции современного естествознания» для обязательного изучения студентами вузов гуманитарных и социально-экономических направлений.
Концептуальный принцип, положенный в основу дисциплины «Концепции современного естествознания», позволяет на уровне основополагающих идей и систем взглядов сформировать естественно-научное мировоззрение Думается, на таком принципе могут быть построены специальные научно-технические и гуманитарные дисциплины, что значительно облегчит их изучение. Концептуальный подход в изучении естествознания безусловно полезен для студентов не только гуманитарных и социально-экономических, но и технических, физико-математических, медицинских, педагогических и многих других направлений. Включение дисциплины «Концепции современного естествознания» в учебные программы вне всякого сомнения поможет студентам приобрести навыки учиться новому, что создаст фундаментальную основу для дальнейшего развития образования.