Абу-Симбел — жемчужина египетского зодчества
Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса получило строительство пещерных храмов. Подлинная жемчужина Нубии — храмы в Абу — Симбеле, маленьком городке, расположенном почти на границе с Суданом. Этот памятник архитектуры — является самой южной достопримечательностью… Читать ещё >
Абу-Симбел — жемчужина египетского зодчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса получило строительство пещерных храмов. Подлинная жемчужина Нубии — храмы в Абу — Симбеле, маленьком городке, расположенном почти на границе с Суданом. Этот памятник архитектуры — является самой южной достопримечательностью Нубийского комплекса. Он располагается в Нубии на берегу озера Насер, в глубине пустыни. Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры.
Скала, в которой был высечен храм, выдается практически к самой реке, состоит из мелкозернистого песчаника и имеет 100 метровую высоту. В древнеегипетских записях эта гора называется «священной», а после возведения сооружений, ее стали называть «крепостью Рамессополисом». Сегодня эту скалу называют Абу-Симбел, в честь скалы, на которой был высечен барельеф мужчины, в заостренном фартуке. Арабские моряки прозвали этот памятник Абу-Симбелом, что переводится как отец хлеба, впоследствии это название распространилось и на весь комплекс.
В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки — Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. Наравне с пирамидами Гизы и храмами Луксора они относятся к числу наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры.
Комплекс был возведен во второй половине Нового царства — примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства. Последнему великому фараону Египта Рамсесу II (XIII в. до н.э.) принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле, в верхнем течении Нила. Поводом для постройки храмов стала победа фараона в битве при Кадеше, благодаря которой он одержал верх над воинственными нубийскими соседями. Благодаря этим храмам Рамзес II утвердил свою власть и усилил статус религии в государстве. Историки говорят, что храм ярко выражает всю гордыню заносчивого фараона.
Рамзес II правил долго — целых 66 лет. Удивительное долголетие сочеталось в нем с энергичностью, так что за годы его правления в стране было создано немало архитектурных сооружений. Помимо Абу-Симбел было построено еще пять, но этот храм — несомненно, самый величественный.
Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нефертари. Два высеченных в скалах храма, малый и большой, действительно необычны по своей архитектуре. В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. У входа в храм, по бокам, высечены в скале четыре колоссальных изображения сидящего царя, высотой приблизительно в 20 м. Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней. Фасад храмов, высеченный в скале, достигает почти 31 метр в высоту и 38 — в ширину. Над фасадом высечен интересный орнамент в виде бабуинов, которых насчитывается аж целых 22, причем каждая достигает 2, 5 метра в высоту. В большом храме в честь фараона, все росписи на стенах хорошо сохранились. Войдя вовнутрь, турист оказывается в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. В центре этого зала имеется 10 колонн, изображающих бога Осириса, черты лица которого — сильно напоминают фараона Рамзесса II. Что говорит о выраженной гордыне этого фараона. Еще одной особенностью было то, что в первый зал мог войти любой египтянин, во второй — только богатый, в третий — жрецы, а в последний — только сам фараон со своей свитой. Внутренние стены храма усыпаны прекрасными росписями, так например, здесь можно увидеть как царь-человек, покланяется своему божественному образу, который находится рядом с другими богами Египта.
Впереди малого храма стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному — царицы. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками.
Дворцовый храм Рамсеса III находится в южной части Мединет-Абу, «города мёртвых» в Фивах. Большой храм посвящен богу Амону-Ра, богу Птаху — покровителю города Мемфиса и ремесел, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. Вот почему его фасад украшают высеченные из скалы четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего в церемониальных одеждах на троне в традиционной позе с лежащими на коленях руками. Между ступнями огромных статуй, превышающих высоту пятиэтажного дома, стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.
Это наиболее хорошо сохранившийся заупокойный храм. Само здание храма похоже на цитадель, окружённую зубчатой стеной. В северной и южной части стены возвышаются крепостные башни с воротами. Храм и дворец защищены ещё одной внутренней стеной, усиленной башенными укреплениями. Жилища жрецов и прислуги находились между этими стенами. Двор за первым большим пилоном служил одновременно дворцовой площадью и открытым аван-залом храма. Дворец находился на западной стороне архитектурного ансамбля Рамсеса II. Двойная функция двора-площади была усилена тем, что перед фасадом дворца стояла колоннада, а напротив неё находились огромные колонны бога Осириса. За вторым, меньшим по размерам пилоном расположен двор для проведения праздников, который тоже был украшен колоннами с изображением Осириса. Из этого двора можно было пройти в зал с 24 колоннами, а от него дорога вела в центральное святилище триады богов (Амон, Мут и Хонсу) и к прочим помещениям. Комплекс дворцового храма завершали кладовые, находящиеся за большой стеной. Цветные барельефы украшали не только стены храма изнутри и снаружи, но и поверхности колонн и столбов. На этих картинах особенно часто встречаются сцены сражений и охоты.
Это торжественное сооружение выстроено на месте древнего пещерного святилища. Храм ориентирован с востока на запад, причем таким образом, что дважды в год (в день равноденствия), лучи восходящего солнца — в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля — солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает статуи; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут — фигура Рамзеса II. проникают в глубину храма на 63 м и освещают стены святилища. Солнечные лучи поочередно освещают все статуи, кроме бога Птаха, являющегося также богом загробного мира и тьмы, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.
Перед фасадом храма находится просторный двор с молельней и жертвенным алтарем Солнцу. Над входом в храм в нише высечено изображение бога Гора в виде сокола.
Войдя в большой храм, мы попадаем в величественный зал, потолок которого поддерживают четыре пары мощных столбов. К ним прислонены десятиметровые стоящие статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса. Художники украсили стены зала рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона. Все убранство храма подчинено идее власти, возвеличивания и прославления Рамсеса.
Малый храм посвящен жене Рамсеса Нефертари и богине Хатор, и находится в сотне метров к северу от большого. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут.
Фасад малого храма формируют шесть десятиметровых статуй стоящих в нишах. По три статуи с каждой стороны входа. Это статуи фараона и его супруги. Скульптуры малого храма в два раза меньше изваяний большого.
На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари.