Русская национальная школа бухгалтерского учета
Второй этап развития русской школы бухгалтерского учета связан с распространением новых идей. Начало этого этапа можно отнести к 1888 г. Когда Адольф Маркович Вольф создал первый в России журнал «Счетоводство». А. М. Вольф имел международную известность: член Болонской академии счетоводов, действительный член Общества итальянских счетоводов, член-корреспондент Коллегии бухгалтеров Урбино… Читать ещё >
Русская национальная школа бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отмена крепостного права стала толчком для развития капитализма и, как следствие, бухгалтерского учета. В формировании школы прослеживаются три этапа[2; 38]:
- 1) зарождение и формирование новых идей;
- 2) распространение и международное признание этих идей;
- 3) разочарование в эффективности новых идей.
Первый этап начинается с трудов П. И. Рейнбота иА.В. Прокофьева. Оба автора стояли на рубеже старой и новой русских школ. Со старой их роднит узкопрактический подход к делу, с новой — универсальность, с которой они распространяют метод двойной бухгалтерии на все отрасли хозяйства.
П.И.Рейнбот сводил предмет бухгалтерского учета к изменениям в имуществе. В объяснении причин двойной записи он исходил из принципов персонификации. Цель учета — недопущение ошибок в регистрации и системное выяснение причин прибылей и убытков. Синтетический учет автор трактовал как контрольный, поскольку сальдо и его обороты должны контролировать сальдо и обороты по аналитическим счетам.
Интересны его мысли о промышленном учете: П. И. Рейнбот рекомендовал открывать счета не на виды производимой продукции, а на участки (цеха), т. е. по центрам ответственности. Затраты он делил на прямые (заработная плата, материалы и амортизация) и косвенные (все остальные);косвенные расходы рекомендовал распределять в конце года пропорционально сумме оборотных средств, закрепленных за подразделением.
С работ Рейнбота начинался оперативный учет, к которому относится все, что учитывается на предприятии, но не отражается в учетных регистрах (контроль выполнения заказов, качества продукции и т. п.). Баланс трактуется как обобщающий счет, который закрывает остальные счета. Практику улетученный излагал по немецкой форме счетоводства.
А.В. Прокофьев разделял взгляды, похожие на экономическую теорию; исходил из того, что приход ценностей всегда вызывает расход других ценностей; считал, что итальянская школа удобна для изучения; требовал, чтобы каждая операция записывалась в журнал отдельно.
С традиционными взглядами Рейнбота и Прокофьева был полностью не согласен Ф. Б. Езерский, который раскрывал недостатки двойной бухгалтерии, называя ее воровской. Взамен двойной бухгалтерии он предлагал тройную, которую в мировой практике называют русской. Хотя научные оппоненты Езерского отмечали, что это одна из разновидностей двойной бухгалтерии, он называл ее тройной по следующим причинам:
- — регистрация ведется по трем направлениям: приход, расход и результат движения ценностей;
- — используются три учетных регистра, или, как говорит Езерский, параллели: журнал (хронологическая запись), Главная книга (систематическая запись), баланс (сводно-отчетная запись);
- — правильность записей проверяется тремя признаками верности, присущими каждой параллели (книге) [2; 40].
Новаторство заключается в том, что Езерский ставил перед учетом новые цели:
- — определение с помощью бухгалтерских записей финансового результата в любой момент времени;
- — использование только покупных цен и оценки по себестоимости, использование счета наценки (торговой скидки), нахождение реализованной торговой наценки по среднему проценту;
- — объединение аналитического и синтетического учета;
- — достижение самоконтроля путем заранее заданного в учете совпадения контрольных сумм (19 показателей);
- — проведение инвентаризации последовательно и постоянно.
Ф.В. Езерский дал определение «мертвой точки», т. е. уровня, с которого предприятие начинает получать прибыль, покрыв издержки. Система Езерского была рекомендована для изучения во всем мире бухгалтерским конгрессом в Шарлеруа (Бельгия, 1912), так как ее идеи были совершенно новыми для современников. Велика заслуга Езерского в становлении бухгалтерского образования. Открытые им счетоводные курсы в 1872 г. в Москве, а потом в Петербурге пользовались огромной популярностью.
Внести новаторские идеи в бухгалтерский учет пытались многие. Так, И. П. Шмелев изобрел оригинальную четверную бухгалтерию, но она оказалась модификацией двойной.
Если Езерский и Шмелев пытались разрушить парадигму двойной бухгалтерии, то Валицкий, Иванов и Фельдгаузен и другие пытались изменить ее изнутри.
Н.Ф. Валицкий известен попыткой создания макро учета, который понимал как бухгалтерию, построенную на базе статистических методов. В основе записей лежат не бухгалтерские документы, а акты статистического исчисления. С. Ф. Иванов выдвинул задачу создания специальных счетов для ведения затрат (счета производства).
Таким образом, на первом этапе формирования русской бухгалтерской школы выделились традиционалисты (Рейнбот, Прокофьев и др.) и новаторы (Езерский, Валицкий и др.).
Второй этап развития русской школы бухгалтерского учета связан с распространением новых идей. Начало этого этапа можно отнести к 1888 г. Когда Адольф Маркович Вольф создал первый в России журнал «Счетоводство». А. М. Вольф имел международную известность: член Болонской академии счетоводов, действительный член Общества итальянских счетоводов, член-корреспондент Коллегии бухгалтеров Урбино, Института нидерландских счетоводов. Его ближайшим помощником был Василий Дмитриевич Белов — первый русский теоретик, создавший философию учета.
В журнале печатались крупные представители учетной мысли: Э. Г. Вальденберг (историк учета), С. М. Барац (рассматривал вопросы отраслевого учета), Л. И. Гомберг (крупнейший теоретик учета). К работе в журнале привлекались авторы из провинции: Батеньков (Нижний Новгород), Беретти (Владимир), Попов (Красноярск), Руссиян (Одесса) и др. С журналом сотрудничали и иностранные авторы: И. Ф. Шер, Е. П. Леоте, Ф. Веста и др.
Большое внимание на страницах журнала уделялось необходимости создания института присяжных бухгалтеров. Российским бухгалтерам объясняли, что суть присяжных бухгалтеров (аудиторов) состоит в том, что онипо просьбе клиентов и за плату должны проверять объективность отчетности предприятий. Аудиторы несут ответственность за качество своей работы и возмещают убытки потерпевшим, если незамеченные недостатки в отчетности нанесли кому-либо ущерб.
Но господство в России ревизии не позволило понять преимущества аудиторской деятельности (аудитору заплатили, а он еще и недостатки показывает). Аудиторы, в свою очередь, не могли понять, почему они никому не должны докладывать о выявленных недостатках. Поэтому такой орган не был образован, хотя вся документация была готова.
В связи с началом русско-японской войны в 1904 г. прекратилось финансирование и журнал закрылся. Но, в противовес «Счетоводству», стали выпускаться и другие журналы: «Счетовод», «Практическая жизнь» (под редакцией Езерского), «Коммерсант», «Коммерческий мир» и т. п. Главным препятствием для всех журналов было отсутствие финансирования. Единственным процветающим изданием был журнал «Коммерческий деятель» под редакцией Н. Е. Хабарова. Как выяснилось, Хабаров подкупал в крупных компаниях служащих и узнавал коммерческие тайны. Потом обращался к хозяевам с просьбой о пожертвовании и, в случае отказа, разоблачал их на страницах своего журнала.
Мощное развитие экономики вызвало огромный спрос на бухгалтеров. Количество курсов бухгалтеров, коммерческих училищ и школ росло в геометрической прогрессии: в 1895 г. в России было 8 коммерческих училищ, в1901 г. в ведении Министерства финансов было уже 48 коммерческих училищ, 36 торговых школ, 14 торговых классов, 21 счетоводных курса, а к 1913 г. насчитывалось уже 465 коммерческих учебных заведений.
К началу XX в. появилась необходимость в высшем коммерческом образовании. Так, в Петербургском политехническом институте в 1899 г. появилось экономическое отделение. В 1907 г. московские курсы были преобразованы в Московский коммерческий институт. То же произошло с киевскими курсами. Таким образом, распространение бухгалтерских знаний и новых идей шлопо двум направлениям: образование и издательская деятельность.
Третий этап формирования русской бухгалтерской школы совпал с первой русской революцией. В учет пришли новые люди, возникли новые течения, появились новые проблемы. В это время образовалось два научных направления: петербургская и московская школы. Их разделяло учение о счетах и балансе.
Подводя итог рассмотрению развития русской национальной школы, нельзя не отметить, что она во многом сформировалась под влиянием европейской учетной мысли. Так, еще в начале ХIX в. столкнулись два влияния на русский учет: французское и немецкое. Победило немецкое. Этому способствовало то, что в указанное время немецкий капитал играл весьма важную роль в экономике, преподавателями коммерческих дисциплин были преимущественно немцы и, наконец, значительная часть практикующих бухгалтеров также состояла из немцев. Влияние французской школы было изначально слабее и к середине XIX в. прекратилось вообще. Итальянское влияние на русский учет было непродолжительным и неглубоким, а англо-американского влияния, в сущности, не было вплоть до 90-х гг. XX в. Тем не менее, национальные традиции не были забыты, отечественная учетная мысль отвечала уровню мировых стандартов, а во многом и превосходила их.