Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Устойчивое развитие Казахстана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политика экологической безопасности Казахстана — новый динамично развивающийся процесс, глубокий анализ этого явления требует всестороннего исследования, мы попытаемся в рамках отдельной публикации, определить приоритетность этой политики для Казахстана. Современный экологический кризис имеет сегодня всеобъемлющий характер и глобальные масштабы, его быстрое скачкообразное развитие, угроза… Читать ещё >

Устойчивое развитие Казахстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Устойчивое развитие Казахстана

Политика экологической безопасности Казахстана — новый динамично развивающийся процесс, глубокий анализ этого явления требует всестороннего исследования, мы попытаемся в рамках отдельной публикации, определить приоритетность этой политики для Казахстана. Современный экологический кризис имеет сегодня всеобъемлющий характер и глобальные масштабы, его быстрое скачкообразное развитие, угроза не отдельным человеческим популяциям и природным системам, а самим устоям современной цивилизаций. Понимание мировой общественностью глубины экологического кризиса, и невозможностью дальнейшего развития на основе концепции; «общество потребления» как модели экономического роста господствовавшей в последние десятилетия в мировой экономике приводит к выявлению альтернативных путей гармонизации отношений человек-природа. Поиск путей гармонизации взаимоотношении между общественно-экономическими и природными процессами происходил как на государственном, так и международном уровне. Особую роль выработке концепций по стратегии преодоления экологического кризиса сыграли международные конференции под эгидой ООН. В 1972 г. в Стокгольме состоялись Первая Всемирная конференция по окружающей среде, в которой приняли участие представители 13 государств. Впервые в мировой практике конференция рекомендовала цивилизованному сообществу экологическую ориентацию социально-экономического развития для сохранения природы и окружающей среды как первоосновы человеческого существования.

Через десять лет после Стокгольмской конференции в 1982 г. сессия ООН утвердила «Всемирную хартию природы», которая обязывала все государства нести ответственность за сохранение земли и природных ресурсов. В конце 80-х годов мировая общественная мысль в лине Международной комиссии по окружающей среде и развитию (М.К.О.С.Р.) резко поставила вопрос необходимости формирования новой модели развития человечества. После опубликования в 1987 г. отчета М.К.О.С.Р. под названием «Наше общее будущее» впервые вводится в научный оборот и нормативные документы такое понятие как устойчивое развитие. В докладе М.К.О.СР. устойчивое развитие определяется как развитие удовлетворяющее потребности настоящего времени, но ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Заслуживает внимание особенность доклада, где делается попытка совместить решения двух взаимоисключающих задач: удовлетворить необходимые потребности беднейшей часта населения (она является наиболее многочисленной) и; ликвидировать нищету, с другой реализовать ограничения необходимые для сохранения окружающей среды. В отчете М.К.О.СЕ. «Наше общее будущее» можно выделить ряд положений стратегического характера. Во-первых это интеграция политических, экономических, правовых, социальный экологических и международных аспектов устойчивого развития. Во-вторых — устойчивое развитие представляет собой процесс крупномасштабных изменении, в котором интенсивность эксплуатации природно-ресурсного потенциала, и направление использования финансовых средств, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения должны согласовываться с нынешними и будущими потребностями, что предполагает наличие политической воли, законодательной активности и взаимовыгодного международного сотрудничества. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялось конференция ООН по окружающей среде и развитию с участием глав государств мировых лидеров из 179 стран мира. На ней концепция устойчивого развития была принята в основных чертах и рекомендовано всем странам мира, как общая стратегия преодоления экологического кризиса. Декларация Рио-де-Жанейро — основополагающий политический документ конференции содержащий генеральные принципы и обязательства по взаимодействию государств в политической, экономической и экологической областях, способствующей устойчивому развитию. Имеется 27 основных принципом среди которых: право на развитие; принцип «виновник» загрязнения платит и «предупредительный» принцип; разделяющий по дифференцируемой ответственности и другие. Всемирная конференция показала, что современные глобальные проблемы выживания и устойчивого развития человечества, находятся в прямой зависимости от интеграция экологической проблем цивилизации в систему политических институтов, правовых инструментов, экологических механизмов и отношений структуру рыночных приоритетов.

Конференция возложила основную ответственность за экологическую безопасность на национальные правительства и призвала их принять национальные стратегии устойчивого развития. Следует отметить, что это недогматическая концепция, она допускает многовариантность темпов, конкретных направлений развития в зависимости от множества внутренних и внешних факторов, но основной принцип здесь это уровень экологического кризиса. Анализ учета реальной сложившейся ситуации в различных странах и регионах, определяет такие оценки состояния окружающей среды:
  • 1. Глубокий экологический кризис;
  • 2. Экологический кризис и предкризисные явления.

Казахстан по всем показателям несомненно попадает в первую группу «риска», занимая здесь одно из лидирующих позиций. В ряду главных политических, экономических, чисто экологических задач, главным является изменение сложившейся, ситуации. В Послании Президента народу Казахстана говорится, что «Казахстан 2030 должен стать чистой и зеленой страной со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях» [1]. История и современная реальность свидетельствует о том, что экономический прогресс и решение экологических проблем (эти два явления взаимосвязаны и влияют друг на друга), в каждой стране требуют устойчивой политического обстановки как внутри государства так и за его пределами. Решающее значение приобретает реализация программы национальной безопасности с его внутренними и внешними факторами. Практически все государства мира, решили для себя вопрос о целесообразности расширенной трактовки традиционного понятия национальной безопасности и включения в дестабилизирующие факторы не военных, в частности экологических угроз. Дискуссии развернулись лишь в том, каков относительный вес экологической составляющей в каждой программе национальной безопасности. В концепции экологической безопасности Республики Казахстан в разделе общие положения записано:

" …экологическая безопасность является одним из стратегически фундаментальных компонентов национальной безопасности и важнейшим аспектом защиты интересов приоритетов страны международных интеграционных процессах" [2].

Элите политической власти Казахстана в их долгосрочной и текущей политики, нужно в силу геополитического положения государства учитывается два обстоятельства во первых для Казахстана экологический кризис сопряжен с сокращением свободы политического выбора, которое обусловлено, трансграничным характером экологических проблем, во вторых дальнейшее обострение экологической ситуации может стать причиной социальной и политической нестабильности, межгосударственных противоречий и насильственных конфликтов. Даже если исключить или не реагировать чисто на проблему экологической безопасности, то традиционные принципы обеспечения национальной безопасности (национальный суверенитет, территориальная целостность, независимость государства) нельзя рассматривать вне связи с проблемами экологии и охраны окружающей среды в силу географического, геополитического положения Казахстана, его особенностей экономического развития. Попробуем остановиться в общих чертах на этих положениях. Одним из основных принципов концепции национальной безопасности является выявление и определение того круга проблем с которыми Казахстан столкнется в ближайшие годы и в целом в XXI веке.

В качестве предполагаемой угрозы можно рассматривать деградацию окружающей среды и постепенное сокращение природных ресурсов-как планируемую причину обострения политической обстановки в регионе. Экополитологи давно активно рассматривают связь между деградацией окружающей среды, истощением природных ресурсов и проблемами водообеспечения с одной стороны и политической нестабильностью и международными конфликтами во многих районах мира с другой. Регион Центральной Азии с этой точки зрения является наиболее взрывоопасным. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев определяя экологические источники политической напряженности, прямо заявляет: «…заглядывая сегодня в XXI век и предполагая очаги потенциальной напряженности, я считаю своим долгом обозначить проблему воды в Центрально-Азиатском регионе. Она со временем может стать источником опасных разногласий в самом центре древнейшего материка» [3]. Главной причиной политической напряженности в Центрально-Азиатском регионе — это вода и земля, точнее все растущая проблема их нехватки? По существу это постоянно дестабилизирующий фактор в отношении между Казахстаном и Китаем, Казахстаном и Узбекистаном. Не будем голословны пробуждающейся «дракон» Китая становится все более решающим фактором в системе международной безопасности. Американские государственные деятели уже сейчас рассматривают Китай как вторую супердержаву мира. И в этом контексте Казахстанскому «барсу» становится все более не спокойно под боком у китайского «дракона». И дело тут не в историческом прошлом имперского менталитета или агрессивности китайцев. Все более прозаично и просто:

Весьма симптоматично, что настойчивые китайцы в вопросах пересмотра границ и спорных территориальных участков с Казахстаном и Россией добились некоторых результатов. В последнее время наши соседи усилено поднимают вопрос о переброске реки Иртыш для внутренних потребностей развития Китая, что грозит для значительной части Казахстана непредсказуемыми последствиями. Для национальной и экологической безопасности Казахстана серьезной проблемой является то, что Китай в непосредственной близости у наших границ продолжает ядерные испытания. Реализация проекта Китайской нефтяной компании проложить нефтетрубопровод через всю территорию Казахстана к северных границам Китая, может быть экономически нам выгоден, но в политической перспективе не выдерживает никакой критики. Ко всему этому комплексу политических, экономических, экологических отношений с Китаем нужно подходить, очень ответственно и взвешено, в рамках стратегии национальной безопасности Казахстана.

Существует напряженность и противоречия в отношениях с Узбекистаном это проблема, нет, скорее всего, трагедия Аральского моря, она грозит засолением окружающей среды и климатическим кризисом для Средней Азии и Казахстана. Существует реальное решение проблемы: пустить часть воды рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья в Аральское море, это было бы правильно в духе концепции устойчивого развития для государств Средней Азии и Казахстана. Но текущие экономические интересы Узбекистана, не дают шансов на спасение Аральского моря. «Газовая» проблема, территориальные претензии Узбекистана к Казахстану (хотя исторически должно быть наоборот), которые в последнее время привели к прямому и незаконному захвату казахских земель усугубляю общую картину казахстанско-узбекских отношений.

Все эти политические и экономические проблемы и противоречия замешанные на экологической подоплеке с ближайшими соседями являются, безусловно серьезной угрозой для устойчивого развития, но они не идут ни в какое сравнение по глубине и по темпам развития с внутренними проблемами Казахстана. На пути к устойчивому развитию нашему государству, на мой взгляд нужно выделить три основных направления: экономический прогресс, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Причем нельзя выделять ни одну из этих проблем, а решать их вместе в комплексе, одновременно — потому, что это является спецификой развития Казахстана. Однако реализация путей устойчивого развития прежде всего безусловно сопряжена, с объективными трудностями и общим состоянием казахстанской экономики, установившимися тенденциями ее трансформации в рыночную систему. В экономике Казахстана формируется преимущественно ориентация на форсированную разработку природных ресурсов Республики с привлечением иностранных инвестиций. Экспортные поступления от продажи минерального сырья и продуктов его переработки рассматриваются как основной рычаг вывода Республики из экономического кризиса, но постоянно нужно помнить о предостережении Президента страны Н. А. Назарбаева: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством, Но, как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны обладающие природными богатствами не смогли правильноими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных. Наиболее динамично развивающими странами восточной Азии стали те, которые не располагали природными ресурсами» [4].

Существует стереотип относящийся к не возобновляемым ресурсам Казахстана. Это мнение об изобилия минеральных ресурсов в Республике, а в отношении истощающихся ресурсов надежда на геологические изыскания и разведку новых месторождений. Между тем по ряду ведущих ресурсов идет неуклонное сокращение их разведанных запасов. Серьезным фактором является удорожание как разведки так и добычи ископаемых ресурсов, сокращения запасов не возобновляемых ресурсов. Основные природные ресурсы нефть и газ в огромном объеме и по низким ценам уходят за рубеж. Пределы экономического развития определяются степенью экологических нарушений, а непростым потреблением природных ресурсов. С учетом превентивной экологической стратегии необходимо решать вопрос о продаже ресурсов за рубеж. Особенно ответственным является вопрос передачи добычи природных ресурсов в руки зарубежных инвесторов. Если эта тенденция будет дальше продолжаться, то она будет способствовать еще большему сдвигу страны в сторону экологических проблем «третьего мира». Необходима система экологических законодательных актов и «экологизация» всего законодательства Казахстана. Мировой опыт показывает, что развивающиеся страны мира решают экологические проблемы через систему законодательных актов и исполнительных структур, которые призваны вместе; с судебной системой обеспечить выполнение законов финансирования крупных экологических проектов.

Рассчитывать на государственное финансирование для решения всех экологических проблем на территории Казахстана в ближайшие годы не следует. Высший приоритет должна иметь программа фундаментальных научных исследований, необходим анализ существующей концепции экологической безопасности с учетом изменившихся реалий, чтобы на ее базе строить долгосрочную стратегию обеспечения устойчивого развития Казахстана в XXI веке.

экологический безопасность казахстан климатический.

  • 1. 1 Назарбаев НА. «Казахстан-2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана //Казахстанская правда, -11.10.97.
  • 2. Альманах «Ноосфера-Жербесікустойчивоеразвитие» — ААлматы. 1996. — №№ 1. — С. 135.
  • 3. Народное слово // 1994. — 14 октября. — С. 2.
  • 4. Назарбаев НА. «Казахстан-2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана //Казахстанкая правда. 11.10.97. Приложение №№ 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой