Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Бюджетное планирование. 
Учет затрат на производство в предприятии ЗАО «Вектор»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закрывают счет 23, субсчет «Паросиловый цех». Для этого все расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов и общепроизводственные расходы этого цеха списывают на дебет счета 23, субсчет «Паросиловый цех». За тем исчисляют фактическую себестоимость 1 тыс. гкал и списывают затраты с кредита счета 23, субсчет «Паросиловый цех» на потребителей услуг. После списания затрат на потребителей… Читать ещё >

Бюджетное планирование. Учет затрат на производство в предприятии ЗАО «Вектор» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджетное планирование. Функции бюджета

Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет — финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т. е. прогноз будущих финансовых операций.

План — это результат планирования как процедуры отбора долгои краткосрочных целевых ориентиров, а также формулирования тактических и стратегических планов по достижению этих ориентиров.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование» или бюджетное планирование.

Таким образом, бюджетное планирование — это непрерывный циклический процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации условиям рынка и контроля за их выполнением.

Внедрение бюджетирования дает возможность создать целостную и эффективную систему управления. При этом правильно сформированная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые составит руководство организации.

Целями бюджетного планирования являются:

  • 1. Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления плановых и фактических результатов деятельности и последующим их детальным анализом причин отклонений.
  • 2. Распределение ответственности — делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
  • 3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
  • 4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

Частными целями бюджетирования можно считать.

  • — максимизация выручки (дохода);
  • — минимизация затрат;
  • — удержание и расширение рынка сбыта;
  • — достижение и поддержание определённых темпов роста экономических показателей организации;
  • — технологическое лидерство в отрасли;
  • — создание определённого имиджа организации и др.

Бюджетирование выполняет следующие основные функции:

Функция планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.

Функция информирования. Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т. п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.

Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать действия.

Просчет различных вариантов бюджета. Тесно связан с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы деятельности предприятия. Она позволяет ясно представить взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат, выявить решения нарушающие гармонию производственно-хозяйственной деятельности.

Анализ исполнения бюджета. Выявленные отклонения важно изучить и соотнести с центрами финансовой ответственности. Анализ исполнения бюджетов может осуществляться на разных уровнях, в зависимости от сроков и решаемых на каждом уровне разных задач, что определяет степень сложности реализации методов анализа. Анализ исполнения бюджетов способствует принятию обоснованных корректирующих решений.

Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.

Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого-либо экономического инструмента, в том числе и бюджетирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:

  • — принцип полноты состоит в потому, что разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться разные виды бюджетов. В зависимости от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия и функциональные бюджеты отдельных его подразделений. Кроме того, в зависимости от периода бюджетирования выделяют стратегические (несколько лет), тактические (квартал — год) и оперативные (до 1 месяца) бюджеты.
  • — принцип реальности, который выходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;
  • — принцип интегрированности, который предопределяется потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между разными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает: при разработке бюджетов низшего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, базируясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;
  • — принцип гибкости, который допускает при разработке и выполнении бюджетов возможность их корректирования при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия — важным для процесса бюджетирования есть принцип экономичности, поскольку между результатами самого бюджетирования и затратами денег и времени на его осуществление должно быть рациональное соотношение.

Процесс бюджетного планирования состоит из следующих этапов:

Планирование организационной деятельности предприятия и его подразделений;

Суммирование коллективных проектных предложений;

Разработка проекта бюджета;

Просчет варианта плана и внесение коррективов;

Окончательное планирование.

Практическая часть

Учет затрат на производство рассматривается на примере ЗАО «Вектор». Предприятие вырабатывает два изделия: А и Б. Основное производство включает механосборочный цех № 1, выпускающий изделия, А и Б. Кроме того, паросиловый цех № 2 вырабатывает пар для производственных целей.

Учет затрат и выхода продукции основного производства ведется на счете 20 «Основное производство». По дебету на счете 20 в течение отчетного периода отражают затрат, а по кредиту оприходуют готовые изделия. В учетной политике предусмотрено исчисление полной себестоимости произведенных изделий. Организация в учетной политике предусмотрела учет выпуска готовой продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету счета 40 отражают фактическую, а по кредиту — плановую себестоимость продукции.

Фактическую произведенную себестоимость продукции списывают в дебет счета 40 с кредита счета 20 «Основное производство» .

Плановую себестоимость продукции относят на кредит счета 40 и дебет счета 43 «Готовая продукция» .

Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на первое число месяца определяют отклонения фактической себестоимости продукции от плановой. Эту сумму отклонения списывают бухгалтерской записью по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» и кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» .

Превышение фактической себестоимости продукции над плановой отражают дополнительной проводкой, а экономию — способом «Красное сторно». Сальдо на отчетную дату счет 40 не имеет.

Полученную электроэнергию от энергосбыта списывают на дебет счета 23 «Вспомогательные производства» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». С кредита счета 23 «Вспомогательные производства» списывают стоимость электроэнергии на потребителей услуг. Учет затрат по паросиловому цеху ведется на счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету счета отражаются затраты, а по кредиту они списываются на потребителей услуг по фактической себестоимости.

На счете 25 «» Общепроизводственные расходы" предусмотрено два субсчета:

  • 1. «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» и субсчет 2 «Общепроизводственные расходы» .
  • 2. Административные и управленческие расходы в целом по предприятию учитываются на дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы» .

По кредиту счета 25 затраты распределяют на себестоимость отдельных видов изделий — счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве». Общехозяйственные расходы распределяются на счет 20 «Основное производство». Базой распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в учетной политике предусмотрена основная заработная плата производственных рабочих.

Забракованные изделия учитывают на счете 28 «Брак в производстве». В нашем примере выявлен неисправленный брак, затраты, которого в начале отражают по дебету счета 28 «Брак в производстве», а по кредиту счета 28 их списывают на виновников брака — это расчеты по претензиям поставщикам за поставку недоброкачественного сырья и материалов, работников, допустивших брак и на затраты производства.

Затраты будущих периодов учитывают на дебете счета 97 «Расходы периодов». Эти затраты произведены в отчетном периоде, но они относятся к будущим отчетным периодам. При наступлении отчетных периодов расходы будущих периодов списывают равными долями на затраты производства.

Учет затрат и выхода продукции по счетам 20, 23, 25, 28 ведется в ведомости учета затрат (ф. № 12). Учет затрат по вышеперечисленным счетам в ведомости учета затрат (ф. № 12) ведется по каждому цеху в разрезе статей затрат за месяц и с начала года.

Учет затрат по административным и управленческим расходам (счет 26), расходов будущих периодов (счет 97) ведется в ведомости общехозяйственных расходов (ф. № 15).

Аналитический учет по каждому изделию ведется в карточках аналитического учета производственных затрат, на основе которых исчисляют фактическую себестоимость продукции по каждому изделию в целом и по статьям затрат.

Синтетический учет затрат и выхода продукции ведется в журнале-ордере № 10, который заполняется на основании данных ведомостей учета затрат (ф. № 12) и ведомости учета общехозяйственных расходов (ф. № 15). В нашей задаче регистром синтетического учета является сводная ведомость затрат на производство. Данные, которые используются для заполнения оборотной ведомости по синтетическим счетам.

В плане за январь 2000 г. предусматривалось изготовить изделий, А — 2500 шт., Б — 2480 шт. по плановой себестоимости за единицу продукции соответственно 120 руб., 103 руб.

Все расчеты в задаче осуществляются в рублях, без копеек.

В конце месяца после заполнения ведомостей (ф. № 12 и ф. № 15) счета учета затрат 20, 23, 25, 26, 28 закрываются следующим образом:

  • * закрывают счет 23, субсчет «Паросиловый цех». Для этого все расходы по содержанию и эксплуатации машин и механизмов и общепроизводственные расходы этого цеха списывают на дебет счета 23, субсчет «Паросиловый цех». За тем исчисляют фактическую себестоимость 1 тыс. гкал и списывают затраты с кредита счета 23, субсчет «Паросиловый цех» на потребителей услуг. После списания затрат на потребителей услуг счет 23, субсчет «Паросиловый цех» закрывается и сальдо на конец отчетного месяца не имеет;
  • * распределяют расходы на содержание машин и механизмов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 25, 26 и сальдо на конец отчетного периода эти счета не имеют;
  • * определяют затраты на неисправимый брак и отражают по дебету счета 28 «Брак в производстве» и кредиту счета 20 «Основное производство», а за тем списывают их по кредиту счета 28 по назначению.

Все операции по закрытию счетов отражают в журнале регистрации хозяйственных операций и регистрах (ф. № 12 и ф. №Г5), определяют фактические затраты по дебету счета 20 «Основное производство», заполняют карточки аналитического учета производственных затрат по каждому виду изделий и счисляют фактическую себестоимость изделия по статьям и в целом на одно изделие. Определяют отклонения на изделия, А и Б и списывают на дебет счета 90 «Продажи». Выявляют финансовый результат от реализации изделий, А и Б в ведомостях учета реализации продукции.

После отражения всех операций в журнале регистрации подсчитывают сумму оборота и на основании регистров (ф. № 12, № 15) заполняют «Сводную ведомость затрат на производство». Данные этой ведомости и баланса на 1 января 200_г. являются основой для составления оборотной ведомости по синтетическим счетам за январь 200_ г.

Итоги оборотной ведомости сверяют с итогом оборота в журнале регистрации хозяйственных операций.

Баланс АОЗТ «Вектор», 1 января, 200_г.

Шифр счета.

Наименование счета.

Дебет.

Кредит.

Основные средства.

Амортизация основных средств.

Материалы.

Основное производство.

Касса.

Расчетные счета.

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению.

Расчеты с персоналом по оплате труда.

Уставный капитал.

Расходы будущих периодов.

Баланс.

Расшифровка расходов будущих периодов на 1 января 200_г.

№ п/п.

Наименование.

Сумма, руб.

Подписка на периодическую печать на полгода.

Расшифровка НЗП на 1 января 200_г. руб.

Статьи калькуляции.

Изделие А.

Изделие Б.

Сырье и материалы.

ТЗР.

Возвратные отходы.

Итого.

Заработная плата производственных рабочих.

Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

Отчисления на социальные нужды.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Общепроизводственные расходы.

Общехозяйственные расходы.

Итого.

Хозяйственные операции за январь 19__г.

№ це ха.

Содержание операций.

Вариант 4.

Дебет.

Кредит.

сумма.

Списаны основные материалы, израсходованные на изготовление изделий А.

20/1.

Транспортно-заготовительные расходы.

20/1.

10/тзр

Б.

20/2.

Транспортно-заготовительные расходы.

20/2.

10/тзр

Возвратные отходы (-) А.

20/1.

Б.

20/2.

Итого А.

Итого Б.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Транспортно-заготовительные расходы.

25/1.

10/тзр

Содержание зданий.

25/2.

Транспортно-заготовительные расходы.

25/2.

10/тзр

Списано на паросиловой цех.

Эксплуатация оборудования цеха.

25/1.

Содержание зданий цеха.

25/2.

Заводоуправление.

Содержание зданий.

Справка. По данным текущего учета средний процент транспортно-заготовительных расходов за текущий месяц составил — 5%.

Определите сумму транспортно-заготовительных расходов на изготовление изделий, содержание оборудования, цеха и заводоуправления.

№ цеха.

Содержание операций.

Вариант 4.

Дебет.

Кредит.

сумма.

Начислена заработная плата за изготовление изделий: А.

20/1.

Б.

20/2.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание аппарата управления.

Содержание зданий.

Итого по цеху № 1.

Начислена заработная плата и отнесена на паросиловой цех.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание аппарата управления.

25/2.

Содержание зданий.

25/2.

Итого по цеху № 2.

Заводоуправление:

содержание аппарата управления.

содержание зданий.

итого.

Всего.

Определите сумму дополнительной заработной платы производственных рабочих в размере 10% от начисленной основной заработной платы. Отчисления на социальные нужды производятся по действующим тарифам от суммы основной и дополнительной заработной платы, начисленной по цеху.

№ цеха.

Содержание операций.

Вариант 4.

Дебет.

Кредит.

сумма.

Начислена дополнительная заработная плата в размере 10% от начисленной зарплаты и отнесена на изделия: А.

20/1.

Б.

20/2.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание аппарата управления.

Содержание зданий.

Итого по цеху № 1.

Начислена дополнительная заработная плата и отнесена на паросиловой цех № 2.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание аппарата управления.

25/2.

Содержание зданий.

25/2.

Итого по цеху № 2.

Заводоуправление:

содержание аппарата управления.

содержание зданий.

Итого.

Всего.

Произведены отчисления на социальные нужды в размере 26% и отнесены на изделия: А.

20/1.

Б.

20/2.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание аппарата управления.

Содержание зданий.

Итого по цеху № 1.

Произведены отчисления на социальные нужды и отнесены на паросиловый цех.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание аппарата управления.

25/2.

Содержание зданий.

25/2.

Итого по цеху № 2.

Заводоуправление:

содержание аппарата управления.

содержание зданий.

Итого.

Всего.

Списаны расходы на подписку на периодическую печать.

Начислена амортизация, на содержание и эксплуатацию оборудования.

25/1.

Содержание зданий цеха.

25/2.

Итого по цеху № 1.

Эксплуатация оборудования.

25/1.

Содержание зданий цеха.

25/2.

Итого по цеху № 2.

Заводоуправление.

Содержание зданий.

Всего.

Произведены отчисления в ремонтный фонд на: содержание оборудования и транспортных средств.

25/1.

содержание зданий цеха.

25/2.

Итого по цеху № 1.

Содержание оборудования.

25/1.

Содержание зданий цеха.

25/2.

Итого по цеху № 2.

Содержание зданий заводоуправления.

Всего.

Сведения главного энергетика предприятия о потребленной электроэнергии за январь 200_г.полученной от энергосбыта 108 000 кВт/ч, на сумму 21 600 руб. и списанной на потребителей по 0,2 руб., за 1 кВт/ч.

№ цеха.

Содержание операций.

Вариант 4.

Дебет.

Кредит.

сумма.

Получена электроэнергия от электросбыта, руб.

Списана стоимость электроэнергии на потребителей услуг, кВт/ч.

Содержание и эксплуатация оборудования.

Сумма, руб.

25/1.

Содержание зданий.

Сумма, руб.

25/2.

Итого по цеху № 1.

Содержание и эксплуатация оборудования.

Сумма, руб.

25/1.

Содержание зданий.

Сумма, руб.

25/2.

Итого по цеху № 2.

Содержание зданий заводоуправления.

Сумма, руб.

Всего.

Списаны инструменты и приспособления хозяйственного назначения.

специнструменты и приспособления для оборудования.

10/9.

хозяйственный инвентарь для цеха.

10/9.

Специнструменты для оборудования.

10/9.

Хозяйственный инвентарь для цеха.

10/9.

Заводоуправление: разные приспособления.

10/9.

Получены из производства и оприходованы изделия: А, шт.

по плановой себестоимости, руб.

20/1.

Б, шт.

по плановой себестоимости, руб.

20/2.

Реализованы изделия: А шт.

по плановой себестоимости.

90/2.

Б, шт.

по плановой себестоимости.

90/2.

Счета-фактуры и платежные требования — поручения за январь 200 г.

Отражена выручка и задолженность покупателей за реализованные изделия: А (170 руб. за одно изделие, включая НДС) (суммы определите).

90/1.

Бюджету начислен НДС, 18%.

90/3.

Б (146 руб. за одно изделие, включая НДС).

90/1.

Бюджету начислен/НДС, 18%.

90/3.

Оказаны услуги автотранспорта сторонней организацией по доставке продукции покупателям: А.

Б.

Отражен НДС, 18%.

Списаны: расходы на продажу на реализованную продукцию.

90/2.

Зачислена на расчетные счета выручка за реализованные изделия: А.

Б.

Начислено автотранспортной организации за доставку продукции.

Предъявлена к вычету сумма НДС.

Бюджету перечислена сумма НДС.

Перечислено энергосбыту, за полученную электроэнергию.

Списаны расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы по цеху № 2 на, затраты паросилового цеха (сумму определите в ведомости Ф. № 12 цеха № 2).

Исчислите себестоимость 1 тыс. г/ кал, оказанных услуг паросилового цеха потребителям и спишите на объекты учета затрат (расчет привести в приложении к задаче) бюджетирование аналитический синтетический учет.

Справка главного технолога об использовании пара в январе 200 г.

Потребители услуг.

Отпущено пара.

тыс. г/ кал.

сумма.

Цеховые расходы цеха № 1.

Содержание здания общезаводского назначения.

Итого.

Предусмотрено по бизнес-плану.

№ цеха.

Содержание операций.

Вариант 4.

Дебет.

Кредит.

сумма.

1.

Списан использованный пар паросилового цеха № 2 на: цеховые расходы цеха № 1.

25/2.

Содержание зданий общезаводского характера.

25/2.

Распределите расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые и общезаводские расходы (расчет привести в приложении к задаче).

№ цеха.

Содержание операций.

Вариант 4.

Дебет.

Кредит.

сумма.

Спишите распределенные расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на изделия:

А.

25/1.

Б.

25/1.

на брак изделия:

А.

Б.

цеховые расходы на изделия:

А.

25/2.

Б.

25/2.

на брак изделия:

А.

Б.

общезаводские расходы на изделия:

А.

Б.

Запишите хозяйственные операции по распределению затрат паросилового цеха, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховых и общезаводских расходов в журнале регистрации хозяйственных операций и в регистры бухгалтерского учета Определите себестоимость неисправимого брака по изделиям, А и Б за январь 200_г.

  • 1. По акту № 35 цеха № 1 забраковано 12 изделий, А после второй операции. Расход материала на изделие, А составил 105 руб. Расценка заработной платы на одно изделие по операциям № 1−8 руб., № 2 — 9 руб.
  • 2. По акту № 38 цеха № 1 забракованы изделия Б в количестве восьми штук на третьей производственной операции. Расход материала на одно изделие составила 101 руб. Расценка заработной платы на одно изделие по операциям № 1 установлена 6 руб., № 2 — 8 руб. и № 3 — 8 руб.

Расчет себестоимости окончательного неисправленного брака, руб.

№ п/п.

Наименование статей.

Затраты по акту_№ 35.

Затраты по акту № 38.

Итого.

Материалы.

ТЗР (5,0%).

Возвратные отходы (3,0%).

Итого материалы.

Основная заработная плата производственных рабочих.

Дополнительная заработная плата производственных рабочих (10%).

Отчисления на социальные нужды (26%).

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

Общепроизводственные расходы.

Итого цеховая себестоимость окончательного неисправленного брака.

Отразите хозяйственные операции по окончательному неисправимому браку за январь 200 г.

№ п/п.

Содержание операций.

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета.

дебет.

кредит.

1.

Списана сумма окончательного неисправимого брака.

Изделий:

А.

Б.

2.

Удержано с заработной платы рабочих:

А.

Б.

3.

Претензия к поставщику недоброкачественного сырья и материалов:

А.

Б.

4.

Потери от окончательного неисправимого брака.

А.

Б.

Запишите хозяйственные операции по окончательному неисправимому браку в журнале регистрации хозяйственных операций и в регистры бу…

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой