Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Понятие и сущность мотивации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Путем внешних воздействий на человека, вызываются к действию мотивы, которые побуждают человека совершить желаемые инициатором действия. При данном типе мотивирования необходимо знать какие мотивы могут побуждать человека к желаемым действиям и как вызвать эти мотивы в человеке. Однако, если у сторон нет взаимных интересов, то это тип мотивирования нереализуем. Однако мотивацией управлять можно… Читать ещё >

Понятие и сущность мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика мотивации

Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, то есть любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

В самом общем виде мотивация понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий. Эти силы находятся как внутри, так и вне человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

К основным понятиям мотивации относятся:

  • · Потребности — то, что возникает и находится внутри человека, что можно считать достаточно общим для всех людей (но имеет индивидуальное проявления для каждой личности). Это то, от чего человек пытается освободиться, так как пока потребность существует, она напоминает о себе и требует своего удовлетворения. Люди могут по разному реагировать на потребности — удовлетворять их (опять же по-разному), подавлять или игнорировать.
  • · Мотивы — то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека и имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть отличны, даже в отношении одинаковой потребности.
  • · Мотивационная структура — совокупность мотивов, находящихся в определенном взаимодействии. Рассматривается как основа осуществления человеком определенных действий.
  • · Мотивирование — процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Мотивирование — основа и суть управления человеком. Оно, в зависимости от решаемых с его помощью задач, условно делится на два типа:

  • 1. Путем внешних воздействий на человека, вызываются к действию мотивы, которые побуждают человека совершить желаемые инициатором действия. При данном типе мотивирования необходимо знать какие мотивы могут побуждать человека к желаемым действиям и как вызвать эти мотивы в человеке. Однако, если у сторон нет взаимных интересов, то это тип мотивирования нереализуем.
  • 2. Процесс формирования (и корректировки) мотивационной структуры человека. При таком мотивировании основное внимание уделяется воспитанию человека. В общем случае процесс мотивирования второго уровня должен быть направлен на воспитание экономического человека, то есть воспитывать общечеловеческие ценности. Однако он может быть направлен на достижение целей субъекта мотивирования — в этом случае воспитание происходит только под имеющиеся в распоряжении субъекта средства и методы воздействия на объект, что зачастую может приводить к психической деформации личности объекта.
  • · Стимулы — выполняют роль рычагов воздействия или носителей-раздражителей, вызывающих действия определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, возможности и т. п. Человек реагирует на многие стимулы необязательно сознательно (т.е. без сознательного контроля). Реакция людей на один и тот же стимул может быть разной, более того, стимулы не имеют абсолютного значения или смысла.
  • · Стимулирование — процесс использования различных стимулов. Стимулирование — одно из средств, с помощью которых может быть осуществлено мотивирование.

Мотивационный процесс:

Мотивация, рассматриваемая как процесс, в классическом варианте может быть представлена в виде шести последовательных этапов (рис. 1).

Рис. 1. Схема мотивационного процесса

Этап 1 — возникновение потребности. Потребность проявляется в виде ощущения, что чего-то не хватает. Она начинает требовать от человека, чтобы он предпринял какие-то действия для ее устранения.

Этап 2 — поиск путей устранения потребности. После того, как потребность возникла, существует необходимость что-то с ней сделать: удовлетворить, подавить, игнорировать, т. е. возникает необходимость что-либо сделать.

Этап 3 — определение направлений действий. Человек определяет, что и какими средствами нужно сделать, чтобы устранить потребность.

Этап 4 — осуществление действий. Человек затрачивает усилия для достижения желаемого результата. На этом этапе может произойти корректировка целей, т.к. процесс работы оказывает влияние на мотивацию.

Этап 5 — получение вознаграждения. По завершению работы, человек получает вознаграждение. На этом же этапе определяется на сколько верно были выбраны пути достижения желаемого результата, что приводит к корректированию мотивации к действию (ослабляется, усиливается или остается неизменной).

Этап 6 — устранение потребности. В зависимости от удовлетворенности потребности, человек либо прекращает деятельность (до наступления новой потребности), либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Знание логики процесса мотивации не дает инструментов управления этим процессом. В первую очередь потому, что мотивы объекта неочевидны для субъекта управления — можно только догадываться о мотивах, но определить их в чистом виде невозможно. Даже если в результате длительных наблюдений удалось установить основные мотивы, изменчивость мотивационной структуры сведет на нет все усилия.

Однако мотивацией управлять можно, если обобщить различные мотивы в определенные группы и сформулировать общие правила «обращения» с такими группами мотивов. Существует большое количество различных теорий, пытающихся найти подход к управлению мотивацией. Все существующие теории могут быть разбиты на две большие группы:

  • · содержательные теории мотивации — концентрируются на выявлении и анализе факторов мотивации;
  • · теории процесса мотивации — динамика взаимодействия различных мотивов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой