Наука.
Российское общество начала XX в.
Выдающиеся открытия были сделаны С. И. Вавиловым — в оптике, Н. И. Вавиловым — в генетике и селекции, С. В. Лебедевым — в разработке первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука, И. Курчатовым — в исследовании атомного ядра. П. Л. Капицей — в области физики низких температур и физики сильных магнитных полей и др. В начале 20-х гг. большевики не запрещали различные… Читать ещё >
Наука. Российское общество начала XX в. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В начале 20-х гг. большевики не запрещали различные направления в культурной и научной деятельности. До 1922 г. в доме Н. А. Бердяева проводились философские диспуты, действовала Вольная академия духовной культуры. Печатались поэты «серебряного века». Издавались старые журналы — «Былое», «Экономист», «Право и жизнь».
Советская власть привлекала к активному сотрудничеству старую интеллигенцию — учёных-естественников, физиков, математиков, химиков и др. Многие из них не разделяли политические взгляды большевиков, но видели свой долг в том, чтобы работать для России. Это были ученый-авиатор Н. Е. Жуковский, биохимик В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, учёный-изобретатель К. Э. Циолковский, физиолог И. П. Павлов, физиолог растений К. А. Тимирязев, биолог-селекционер И. В. Мичурин. В развитии естественных наука были достигнуты заметные успехи.
Выдающиеся открытия были сделаны С. И. Вавиловым — в оптике, Н. И. Вавиловым — в генетике и селекции, С. В. Лебедевым — в разработке первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука, И. Курчатовым — в исследовании атомного ядра. П. Л. Капицей — в области физики низких температур и физики сильных магнитных полей и др.
Но в начале 30-х гг. Сталин заявил, что все науки (даже математические) носят политический характер. Академия наук вынесла постановление: «Наш научный метод — марксизм-ленинизм». Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, приведшие к прекращению их развития.
Особое внимание Сталин уделял истории, которая является памятью народа, и поэтому, считал он, ее необходимо контролировать и использовать в целях воспитания народа. Так, к примеру, использовалась идея русского советского патриотизма: верность государству, вождю, военной присяге. В нужный момент цари и герои русской истории возносились на пьедестал: Иван Грозный — чтобы показать неизбежность наказания врагов государства; Пётр I — чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя. Исторические фильмы и романы призваны иллюстрировать сталинскую концепцию истории, формировать определённый психологический настрой в обществе.