Этапы формирования бухгалтерской отчетности
Это производится по данным остаткам на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в балансе по остаточной стоимости. Некоторые статьи баланса заполняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким счетам. Так, по статье «Сырье, материалы и другие… Читать ещё >
Этапы формирования бухгалтерской отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное составление баланса и других отчетных форм.
Подготовительные работы включают в себя:
- — проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов и т. д.;
- — контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;
- — проведение переоценки по постановлениям правительства основных средств и других активов и отражение в учете ее результатов;
- — сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, внебюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;
- — внесение в случае необходимости исправлений в учетные данные по результатам проверки государственных и ведомственных контролирующих органов, а также аудиторов.
В соответствии с порядком внесения исправлений в бухгалтерский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок до окончания отчетного года исправления в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены.
В случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета за прошлый год после утверждения годового отчета исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся.
- — перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;
- — проведение реформации баланса путем закрытия по состоянию на 31 декабря, сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»:
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на сумму нераспределенной прибыли;
дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — на сумму непокрытого убытка;
- — подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетного периода по регистрам бухгалтерского учета;
- — перенесение в Главную книгу данных регистров учета, определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.
Составление финансовой отчетности начинается, как правило, с заполнения бухгалтерского баланса.
Это производится по данным остаткам на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в балансе по остаточной стоимости. Некоторые статьи баланса заполняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким счетам. Так, по статье «Сырье, материалы и другие ценности» отражается сальдо по дебету счетов 10,15,16 за минусом сальдо по кредиту 14 счета, которое отражает сумму начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
По статье «Денежные средства» отражается сальдо по счетам 50, 51, 52, 55,57, а в «Отчете о движении денежных средств» формы № 4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях использования этих денежных средств. По статье «Финансовые вложения» показывается сальдо по дебету счета 58 «Финансовые вложения» за минусом сальдо по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Таким образом, по этой статье будет отражаться рыночная стоимость ценных бумаг, если она ниже стоимости, принятой к учету.
Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета 60, 62, 70, 71, 75, 76), показываются в балансе развернуто, т. е. дебиторская задолженность — в активе баланса, а кредиторская — в пассиве.
В отчете о прибылях и убытках показываются данные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из требований ПБУ 9/99 «Доходы организации», характера деятельности, вида доходов, размера и условий их получения, доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными).
При отражении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
В отчете об изменениях капитала (Приложение 4) отражаются данные об остатках на начало и конец отчетного периода, начислении и использовании уставного фонда, резервного фонда, добавочного фонда, нераспределенной прибыли, непокрытого убытка, фонда накопления, фонда потребления, целевого финансирования, резервов предстоящих расходов, доходов будущих периодов. При заполнении отчета используются данные синтетического и аналитического учета по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», 96 «Резервы предстоящих расходов», 98 «Доходы будущих периодов» и др.
Отчет о движении денежных средств отражает поступление и направление использования денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной, финансовой деятельности организации, а также остатки денежных средств на начало и конец года, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути». 4,98].
В приложении к бухгалтерскому балансу показываются сведения:
- — о банковских кредитах и займах, которыми пользовалась организация в отчетном году;
- — о займах других организаций;
- — о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности по различным балансовым счетам
- — о движении основных средств, нематериальных активов;
- — о движении средств финансирования долгосрочных инвестиций и другие данные.
Кроме указанных форм, составляется пояснительная записка к годовому отчету, где дается краткая характеристика деятельности организации, приводятся сведения о дочерних организациях и филиалах, раскрываются изменения в учетной политике, отдельные статьи баланса и другие сведения (оценка деловой активности, эффективность использования ресурсов, расшифровка кредиторской задолженности, степень выполнения плана и т. д.). Организация должна привести расшифровку кредиторской задолженности в иностранной валюте с указанием сроков ее погашения согласно договорам.