Теоретическая глава.
Теоретические аспекты бухгалтерского учета в коммерческих предприятиях
Принцип ответственности руководителя. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определено, что руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности. При этом главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно… Читать ещё >
Теоретическая глава. Теоретические аспекты бухгалтерского учета в коммерческих предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
бухгалтерский учет коммерческий финансовый
Система бухгалтерского учета в коммерческих предприятиях. Учетная политика предприятия
Бухгалтерский учет как наука, имеющая исключительно практическую направленность, базируется на определенных принципах. [№, с.12].
Принцип системности. Как любая система, бухгалтерский учет имеет вход (входная информация — первичные документы), выход (бухгалтерская отчетность), внешние управляющие сигналы (нормативные акты и регулирующие процедуры), четкие алгоритмы сбора и обработки первичной информации. Неотъемлемой чертой любой системы является наличие обратной связи. Принцип системности предполагает, что все регистры и формы отчетности должны быть взаимосвязаны, чем достигается целостность бухгалтерского учета как информационной системы. [Баба, с.12].
Принцип оценки имущества и обязательств в денежном выражении. Как следует из ст. 1 и 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций для их отражения в бухгалтерском учете производится в денежном выражении. При этом оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно (при этом следует иметь в виду, что объекты и субъекты дарения ограничены ст. 575 и 576 ГК РФ), — по рыночной стоимости на дату оприходования; оценка имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления (себестоимости). При этом бухгалтерский учет по валютным счетам и валютным операциям ведется в рублях на основании перерасчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции.
Принцип определения факта хозяйственной деятельности. Поскольку предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные операции, то, очевидно, что все факты хозяйственной деятельности, подлежащие отражению в учете, должны быть четко определены. Это относится как к хозяйственным сделкам (договоры поставки, аренды, подряда и т. п.), формирующим внешнюю информационную среду для бухгалтерского учета, так и к внутрихозяйственным операциям (перемещение ценностей со склада в производство, выпуск продукции из производства и т. п.), что составляет внутреннюю информационную среду для бухгалтерского учета.
Принцип непрерывности и всеобъемлющего характера. В бухгалтерском учете осуществляется сплошной, непрерывный и полный учет всех хозяйственных операций, чем достигается всеобъемлющий характер бухгалтерского учета. Все первичные документы должны быть своевременно, достоверно и полно зарегистрированы в бухгалтерском учете. Следует отметить, что этот принцип в основном и нарушается при ведении бухгалтерского учета в коммерческих организациях современной России. Руководители и собственники большинства организаций не обеспечивают бухгалтерию всеми документами, необходимыми для ведения сплошного и непрерывного учета.
Принцип документальности. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Остановимся подробнее на этом принципе, поскольку в налоговой и аудиторской практике чаще всего выявляются нарушения хозяйствующими субъектами именно принципа документальности. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами унифицированных форм. Если же для данной операции отсутствует установленная форма, то он должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- · наименование документа;
- · дата составления документа;
- · наименование организации, от имени которой составлен документ;
- · содержание хозяйственной операции;
- · измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- · наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- · личные подписи указанных лиц.
В повседневной бухгалтерской практике зачастую первичные документы оформляются уже после отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете, причем не непосредственно после окончания хозяйственной операции, а спустя довольно продолжительное время.
Отнюдь, не умаляя значение других принципов бухгалтерского учета, необходимо отметить, что без первичного документа не может быть никакой бухгалтерской записи, следовательно, нет документа — нет и объекта бухгалтерского учета.
Принцип ответственности руководителя. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определено, что руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности. При этом главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, может иметь с ним разногласия относительно осуществления отдельных хозяйственных операций, но при наличии письменного распоряжения организации всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций несет руководитель.
Принцип обособления имущества. Имущество организации, являющееся собственностью организации, должно учитываться обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, в том числе и от имущества собственников. Этот же принцип необходимо соблюдать и при учете имущества, полученного в доверительное управление; давальческого сырья, принятого в переработку; товаров, принятых для комиссионной торговли; прочего имущества, принятого для ответственного хранения.
Принцип баланса. Баланс (в переводе с французского «равновесие») в бухгалтерском учете — это экономическая группировка имущества по составу и по источникам их формирования. В активе баланса отражаются основные средства, запасы, затраты, денежные средства и расчеты с дебиторами; в пассиве — источники собственных средств (уставный капитал и прибыль), а так же расчеты с кредиторами. Таким образом, с экономической точки зрения отражаемая в пассиве кредиторская задолженность (например, начисленные, но еще не уплаченные в бюджет суммы налогов) выступают в качестве источника формирования оборотных средств, отражаемых в активе. Принцип баланса требует соблюдения балансовой формулы: сумма активов равна сумме пассивов. [Кондраков, с.40].
Принцип двойной записи. Каждая хозяйственная операция в денежном выражении отражается по дебету одних счетов и по кредиту других счетов. [Бабаев, с.12].
Принцип соответствия. Все факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, все доходы данного отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, обусловившими получение этих доходов. Следует отметить, что практическое применение этого принципа весьма затруднительно, поскольку требует наличие в бухгалтерии всей оперативной информации о хозяйственной деятельности организации. Вместе с тем несоблюдение этого принципа влечет за собой завышение себестоимости конкретного отчетного периода за счет включения в себестоимость расходов будущих периодов, из-за чего занижается сумма налога на прибыль, что неминуемо влечет за собой наложение штрафных санкций как минимум в виде пеней.
Принцип отчетного периода. Согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций является календарный год, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года. Тем не менее, в оперативном учете отчетными периодами могут быть и более мелкие периоды (месяц, декада, неделя) в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности и задач оперативного управления.
Содержание метода бухгалтерского учета зависит от решаемых задач и принципов учета (см. Приложение А).
Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. Приложение Б).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся: способы погашения стоимости активов; организация документооборота; инвентаризация; способы применения счетов бухгалтерского учета; система регистров бухгалтерского учета; способы обработки информации; иные соответствующие способы и приемы.
Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.
Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. [Морозова, стр. 16] Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.
Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования. [Морозова, стр. 21].
Требование полноты. Учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности. Выполнение этого требования достигается в процессе организации системы документооборота.
Требование своевременности. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности обеспечивается благодаря четкому составлению первичных учетных документов в соответствии с требованиями закона о бухгалтерском учете и своевременному отражению их в бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания;
Требование осмотрительности. Предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. С учетом этого требования приняты ПБУ о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.
Требование приоритета содержания перед формой. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности следует производить исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. На практике сегодня и бухгалтерский, и налоговый учет строятся, наоборот, исходя из правовой оценки прошлых событий (переход права собственности, условия заключения договора и т. п.). Таким образом, это требование к учетной политике организаций фактически является почти невыполнимым.
Требование непротиворечивости. В бухгалтерском учете неукоснительно соблюдается тождественно данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Требование рациональности. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации, достигается обоснованным разделением расходов на прямые и косвенные, возможностью для малых предприятий вести учет по упрощенной форме и т. п.
Учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Положения учетной политики организации должно применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).
Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики предполагаются следующие допущения:
допущение имущественной обособленности. Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
допущение непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
допущение последовательности применения учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного года к другому. Именно поэтому следует не принимать каждый год новую учетную политику, а вносить изменения в действующую учетную политику.
допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Морозова стр. 17].
Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение - единственное, которое не согласуется с правилами налогового учета.
Согласно п. 16 ПБУ 1/2008 вносить изменения в учетную политику можно в следующих случаях:
- · когда изменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы по бухгалтерскому учету;
- · когда организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (более точные или менее трудоемкие);
- · когда изменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, смена собственников, изменились виды деятельности).
Если у организации возникли операции, схема учета которых не была установлена, то учетную политику следует дополнить. Все изменения и дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.
Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут: бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера; один бухгалтер, состоящий в штате организации; специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера.
Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие. Основными формами ведения бухгалтерского учета являются: журнально-ордерная; мемориально-ордерная; упрощенная форма учета для малых предприятий; автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета. [кондраков стр.52].
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.