Рекомендации по формированию имиджа руководителя современного образовательного учреждения
Как показывают результаты исследования, «отношение к работе» является ценностным компонентом имиджа. Представление об этом элементе имиджа складывается на основании оценки того, насколько руководитель предан делу, работает ли с отдачей или цель его деятельности — получение выгоды, удовлетворение мотива власти. Благоприятный имидж формируется у такого руководителя, который любит свою работу… Читать ещё >
Рекомендации по формированию имиджа руководителя современного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обобщая результаты данного социологического исследования, можно сделать ряд выводов. МКОУ ООШ № 4 имеет все возможности быть в строчке лидеров, но нужна небольшая коррекция по имиджу образовательного учреждения.
В этой связи подчеркну, что в образовательном учреждении, где работают интеллигентные люди, заинтересованные своим профессиональным уровнем и личностной выразительностью, директор школы для педагогов и учащихся является «лицом» данного образовательного учреждения.
Директору современного образовательного учреждения нужно всегда помнить, что престиж его должности — не гарантия его авторитета как руководителя. Поэтому, чем привлекательнее для педагогов и учащихся его личностные и профессиональные данные, тем он авторитетнее для них как личность, тем больше он получит признания как руководитель образовательного учреждения.
Также имидж руководителя играет большую роль в формировании имиджа образовательного учреждения. Его поведение, внешний вид, речь, привычки отражаются на сотрудниках. Поэтому директор должен обладать не только профессиональными качествами, но и организационными. Персональный имидж руководителя имеет прямое воздействие на имидж сотрудников образовательного учреждения.
Рекомендации руководителю, выстраивающему свой имидж:
- 1. В связи с тем, что эффективность руководства зависит от осуществления руководителем таких функций, как анализ, планирование, принятие решений, необходимо умение руководителя прогнозировать, анализировать и генерировать идеи.
- 2. Представления о коммуникативных способностях руководителя вносят весомый вклад в его имидж. Важно что бы деятельность руководителя осуществлялась посредством коммуникации. Руководитель в области образования взаимодействует со всеми группами общественности напрямую, не прибегая к помощи средств массовой информации.
- 3. Так как ситуация общения может быть различной — от приятного повода до резко конфликтной ситуации, на первый план выходят такие качества, как вежливость и тактичность. Они позволяют не только эффективно справляться с барьерами общения, но и оставлять о себе приятное впечатление.
- 4. Формирование имиджа руководителя влияют такие характеристики внешности, как аккуратность, опрятность, соответствие костюма ситуации. Как известно, аккуратность и опрятность являются приоритетной ценностью консервативного образования наряду с дисциплиной и послушанием, они оказывают серьезное влияние на восприятие руководителя.
- 5. Как показывают результаты исследования, «отношение к работе» является ценностным компонентом имиджа. Представление об этом элементе имиджа складывается на основании оценки того, насколько руководитель предан делу, работает ли с отдачей или цель его деятельности — получение выгоды, удовлетворение мотива власти. Благоприятный имидж формируется у такого руководителя, который любит свою работу, искренне предан делу, не пользуется своим положением для получения выгоды.
- 6. Такой элемент, как особенности характера, является одним из доминирующих элементов имиджа руководителя в сфере образования. Благоприятный имидж формируется, если руководитель воспринимается как ответственный, рассудительный, добрый, решительный, требовательный, веселый. Обладатель таких черт может обеспечить организации стабильное продуктивное существование, сотрудникам — комфортные условия для работы, родителям — успешное выполнение заказа на образовательные услуги, а воспитанникам — возможность успешного развития.
- 7. Особенности взаимодействия с сотрудниками также значительно влияют на формирование имиджа руководителя образовательного учреждения. Работа руководителя относится к сфере «человек — человек», и эффективность ее зависит от того, насколько рационально будет решен вопрос управления кадрами. Необходимо правильно выполнить расстановку кадров, определить обязанности, проанализировать работу, проконтролировать ход ее выполнения, определить, что будет являться стимулом для каждого сотрудника, при этом требования к сотрудникам должны быть разумными. Имидж руководителя будет позитивным, если он понимает проблемы сотрудников, внимателен к ним, предъявляет к ним разумные требования, в конфликтных ситуациях занимает независимую позицию и принимает объективные решения.
- 8. Как известно, основу индивидуального имиджа составляет легенда — сложная структура, состоящая из трех компонентов: целей, которые человек ставит перед собой; миссии, которая показывает, почему и зачем ставятся цели и во имя чего они выполняются; реальных дел, которые показывают, насколько эффективно осуществляется движение к этим целям. Имидж руководителя включает только последний элемент — реальные дела. На наш взгляд, это связано с тем, что цели и миссия как образовательных учреждений, так и любого педагога, будь он учитель или руководитель, повсеместно декларируются и остаются неизменными на протяжении длительного периода: воспитание, образование и развитие подрастающего поколения. В связи с этим цели и миссия руководителя как субъекта деятельности кажутся очевидными и не оказывают влияния на имидж конкретного управленца. Реальные дела дают веские основания для формирования образа определенного человека, они хорошо представлены стороннему наблюдателю и представляют реальную возможность оценить эффективность деятельности. Оцениваются такие показатели, как конкурентоспособность учреждения, состояние учреждения, участие воспитанников в различных конкурсах и соревнованиях, организация праздников, умение контактировать с вышестоящим начальством, умение добиться необходимого для учреждения ресурса.
- 9. Такой элемент имиджа руководителя, как «принятие других», отражает способность принимать других людей, проявлять понимание, чуткость, отзывчивость, заботу, а также быть требовательным к другому, проявлять строгость. Руководитель в силу своей роли должен относиться к людям критически, требовать, контролировать, но общественность в руководителе ценит также чуткость, понимание и терпение.
Вернёмся к нашей гипотезе:
— процесс формирования имиджа руководителя УО носит поэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств руководителя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в управленческой деятельности;
В рекомендациях 3, 6, 7. 9 реализуются именно эти условия.
— в качестве психологических условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя УО, выступают психологические качества личности руководителя — ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надежность, умение излагать мысли, готовность к риску".
Эти условия можно реализовать с помощью рекомендаций 1, 2, 5, 8.
Выводы по второй главе Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:
- — деятельность МКОУ ООШ № 4 можно привести в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения.
- — целенаправленно созданный имидж школы представляет собой совокупность и систему составляющих, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики школы и целей ее деятельности. К числу основных таких составляющих можно отнести: хорошую репутацию, скорость реагирования на изменения запросов учащихся, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, уровень развития и характер внешних связей, низкая объективная текучесть кадров (как показатель стабильности коллектива).
- — критериями и показателями конкурентноспособности школы могут служить процентный показатель поступающих в ВУЗы города и области. Важным аргументом конкрентноспособности является и наличие у школы благоприятного мнения родителей и детей, коллег, государственных органов.
- — положительный имидж школы можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения;
- — результаты работы муниципального казённого образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 4» по формированию позитивного потребительского имиджа образовательного учреждения подтверждают состоятельность выдвинутой в нашей работе гипотезы