Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности
Таким образом, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России. Но наряду с государственными органами власти немаловажную роль в деле борьбы с терроризмом играет и гражданское общество, в том числе: научная и творческая интеллигенция, масс-медиа и СМИ… Читать ещё >
Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
чрезвычайная ситуация национальная безопасность Вопросы национальной и международной безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков военных, а также академических кругов. Подобный интерес к данным проблемам вполне естественен, так как они затрагивают наиболее важные стороны жизнедеятельности человека, общества и государства.
Методы и практика терроризма представляют собой грубое пренебрежение законом и моралью, препятствуют международному сотрудничеству, ведут к подрыву демократических основ любого государства. Помимо экономического ущерба и политических последствий терроризм разрушает духовные и культурные ценности, которые впоследствии невозможно воссоздать веками.
Российская Федерация, как и весь мир, пережила масштабные атаки со стороны международного и внутреннего терроризма: 28 апреля 2002 года — взрыв бомбы на центральном рынке во Владикавказе (10 человек погибли, 40 ранены); захват 800 заложников в московском Театральном центре на Дубровке 23 октября 2002 года (погибло 130 человек); захват школы в Беслане 1 сентября 2004 года (погибло более 330 человек, из которых 186 детей); вооруженное нападение на Нальчик 13 октября 2005 года (погибло 47 человек) и многие другие. По данным Национального антитеррористического комитета только с 2005 по 2007 гг. на территории Российской — Федерации" было совершено — 411 террористических актов, из них более 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.
Российское общество еще в недавнем прошлом обладало устойчивым иммунитетом к терроризму, однако в настоящее время он нарушен. Объясняется это тем, что терроризм, будучи, по сути своей сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социально-психологические противоречия, достигшие в нашем обществе конфликтного уровня. Российское государство подошло в своем развитии к критической черте. Так, по количеству насильственных акций с использованием огнестрельного оружия, разного рода взрывных или зажигательных устройств или угроз их применения, захватов заложников, транспортных средств и средств вооружения, попыток ядерного шантажа и угроз применения компонентов химического и биологического оружия Россия имеет реальные шансы превзойти уровень подобного рода террористических акций, зарегистрированных сегодня во всем мире.
В своей статье «Современный терроризм в России: характеристики и меры противодействия», опубликованной в последнем номере Revue Defense Nationale (Журнал Национальная Оборона) мы уже останавливались на причинах внешнего и внутреннего характера экстремизма и терроризма. К внешним причинам относятся мусульманское образование за рубежом, миссионерская деятельность, деятельность неправительственных зарубежных организаций, экономические интересы транснациональных компаний, геополитические интересы отдельных государств и др. Среди причин внутреннего характера следует отметить прежде всего социально — экономические причины, а именно:
- 1. глубинные противоречия в экономической сфере, обусловленные объективными трудностями перехода к рынку, а также субъективным неприятием определенной частью населения новых экономических отношений либо способа перехода к ним;
- 2. растущая социальная дифференциация граждан, из которых, по данным отдельных социологических исследований, около 20% принимают новые экономические отношения, примерно 30% люмпенизированы и 40−50% находятся на перепутье;
- 3. низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие эффективных механизмов правовой защиты населения;
- 4. снижение эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности и морали, утрата ориентиров в воспитательной работе, в первую очередь среди молодежи;
- 5. нарастание тенденции к разрешению возникших противоречий и конфликтов силовым способом;
- 6. усиление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, которая сама по себе создает систему защиты от правоохранительных органов и контроля со стороны общества.
Северный Кавказ, как часть исламского мира, исторически являлась очагом исламизма, а в период социальных конфликтов — и очагом исламского экстремизма.
Распад Советского Союза и, как следствие, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий на Кавказе, возникновение здесь нелегального рынка оружия — все это привело к стремительному росту преступности, а затем — к разгулу терроризма.
В обществе, переживающем острый кризис, активно идет процесс имущественного расслоения, идеологического размежевания, организационного оформления политических движений, партий, различного рода фронтов и организаций, исповедующих различные политические взгляды и ведущих борьбу за власть. Мы становимся очевидцами полномасштабной социальной и даже психологической поляризации населения.
Значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации существенно возросла, а трагедии в России в начале века (Беслан, Норд-Ост и др.) коренным образом изменила восприятие российским обществом характера и степени этой угрозы. В целом российское общество сегодня переживает кризис безопасности. Подавляющее число россиян считают, что их безопасность уменьшилась после распада СССР. Они не удовлетворены проводимой государством внешней политикой, испытывают недовольство тем, как государство защищает права соотечественников, проживающих за границей. А в ощущении безопасности все больше стал играть заметную роль терроризм.
Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях — межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.
Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России — это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них весьма затруднительно.
Исследователи выделяют две группы объектов национальной безопасности России, на которые может быть направлена террористическая активность: Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, положение и интересы, независимость и суверенитет государства, основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан.
Вторая группа объектов включает безопасность людей и различных материальных объектов: жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц и групп; нормальное функционирование и физическая целостность предметов и сооружений. Это объекты непосредственного террористического воздействия. Применяя различным образом насилие по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма.
Принимая во внимание Концепцию национальной безопасности Российской Федерации 2000 г., можно заключить, что терроризм несет угрозу экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства. Остановимся на каждом из этих аспектов более подробно.
Угроза экономической сфере государства со стороны терроризма проявляется не только в людских и материальных потерях, но и в снижении инвестиционной привлекательности, ухудшении имиджа страны, блокировании функционирования туристической индустрии и пр.
Терроризм угрожает национальной безопасности России в сфере внутриполитических интересов, нарушая стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества. Подрывается доверие к власти, не способной гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следовательно, ответственности за это. Исследование природы времени и пространства, где произошел теракт, доказывает, в зоне теракта реализовалась альтернативная власть, а, следовательно, появилась возможность реализации механизма политического шантажа, который используют террористы.
Угроза интересам страны в социальной сфере проявляется в разрушении экономической и политической системы жизни общества, невозможности достижения высшей ценности общества — в его собственном благополучии. Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека — право на жизнь. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома.
Терроризм представляет угрозу национальной безопасности России в духовной сфере, нарушая сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного потенциала страны. Террористическую угрозу в данной сфере жизни общества конкретизирует Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2000 г., согласно которой, террористические вызовы затрудняют духовное возрождение многонационального народа России, несут угрозу конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни, а также индивидуальному, групповому и общественному сознанию.
Угроза терроризма национальной безопасности страны в международной сфере наиболее точно сформулирована в Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 г., в соответствии с которой к внешнеполитическим целям террористических актов могут быть отнесены следующие: ослабление международных связей или ухудшение отношений России с государствами западного и мусульманского мира, срыв международных акций по разрешению международных конфликтов, выражение осуждения или протеста против тех или иных акций России на международной арене, компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества, ухудшение интеграции России в европейские структуры безопасности и сотрудничества.
Терроризм представляет угрозу национальной безопасности России в информационной сфере, затрудняя соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, а также защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Информационная война, которую ведут террористические организации, затрудняет реализацию принципа недопущения пропаганды и агитации, способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды, а также подразумевает использование информации как оружия в экономической и политической борьбе.
В ходе научно-технического прогресса государства все более попадают в зависимость от высоких технологий, включая компьютеры, от которых все больше зависит управление жизненно важной национальной инфраструктурой. В связи с этим, другое направление террористической угрозы в информационной сфере — это нарушение безопасности информационных ресурсов от несанкционированного доступа, в т. ч. информационных и телекоммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.
Наибольшую опасность в данной сфере представляют действия, направленные против объектов критической инфраструктуры — командных пунктов ядерных сил, систем управления АЭС, плотин, промышленных предприятий и т. д.
Терроризм угрожает национальным интересам России в военной и пограничной сферах, которые заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. 13] В экологической сфере терроризм нарушает обеспечение сохранения и оздоровления окружающей среды. В последнее время все чаще исследователи обращают внимание на возникновение нового вида терроризма — экологического. Экологический терроризм — воздействие на окружающую среду путем заражения атмосферного воздуха, почвы, земли или водоемов экологически опасными веществами, могущими нести угрозу здоровью и жизни людей и животных, а также растительному миру. Ситуация значительно усугубится при использовании террористами оружия массового поражения. В этой связи особое внимание следует уделить угрозе, которую несет терроризм национальной безопасности России в случае применения химического, биологического, ядерного и радиационного оружия.
Таким образом, национальная безопасность представляет собой диалектическое единство безопасности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности, в котором содержится важный для практической политики момент: ослабление безопасности одного из объектов, одного из уровней, одной из сфер безопасности незамедлительно отражается на безопасности всей нации.
В связи с непрекращающейся угрозой терроризма, а свидетельством чему служит последний теракт в аэропорту Домодедово в Москве, актуальным остается вопрос о государственных мерах противодействия экстремизму и терроризму.
В России накоплен значительный опыт в этом направлении. Он заключается в совершенствовании антитеррористического законодательства, в укреплении национальных спецслужб, пресечении каналов финансирования терроризма, проведение информационно — пропагандисткой и разъяснительной работы среди различных слоев населения.
Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных внутренних и внешних факторов роста терроризма, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.
Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:
- 1. правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;
- 2. общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над «рынками» оружия и других средств массового поражения;
- 3. административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;
- 4. специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.
- 5. идеологические меры, к которым стоит отнести пропаганду идей толерантности особенно в среде молодежи.
Таким образом, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России. Но наряду с государственными органами власти немаловажную роль в деле борьбы с терроризмом играет и гражданское общество, в том числе: научная и творческая интеллигенция, масс-медиа и СМИ, общественно-политические партии, организации и движения, бизнес-элита, религиозные конфессии. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Представители диаспор путем «народной дипломатии» также могли бы способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.
Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать серьезным фактором противодействия распространению терроризма в России, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.