Основные Федеральные стандарты аудиторской деятельности
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской… Читать ещё >
Основные Федеральные стандарты аудиторской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим содержание некоторых из уже одобренных российских аудиторских правил (стандартов).
Стандарт № 1 — Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными СРО, а также следующими этическими принципами:
- — независимость;
- — честность;
- — объективность;
- — профессиональная компетентность и добросовестность;
- — конфиденциальность;
- — профессиональное поведение.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.
Стандарт № 2 — Документирование аудита. Формулирует общие принципы документирования аудита, конкретные требования, предъявляемые к форме, содержанию, оформлению, хранению и использованию рабочей документации аудиторов. К рабочей документации аудита относятся:
- — план и программа проверки;
- — описание используемых процедур и их результаты;
- — объяснения и заявления от клиента, копии документов;
- — описание системы бухгалтерского учета, оценка надежности внутреннего контроля клиента;
- — аналитические документы аудитора.
Аудиторские документы создаются самим аудитором или получаются от клиента или третьих лиц. Аудиторы определяют состав, количество и содержание рабочей документации аудита самостоятельно с учетом требований нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и исходя из:
- — характера проводимой работы;
- — характера и сложности деятельности экономического субъекта;
- — состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;
- — надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
- — необходимого уровня руководства и контроля работ персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.
Рабочие документы — это все факты для формирования мнения аудитора и подтверждения результатов планирования и контроля аудита. Это собственность аудитора и никто не вправе требовать от аудитора предоставления рабочих документов. Вся документация оформляется на бумажных носителях и хранится в архиве не менее 5 лет. В данном правиле (стандарте) установлены требования к содержанию и оформлению рабочей документации, а также к порядку ее хранения.
Стандарт № 3 — Планирование аудита. Предусматривает, что начальной стадией аудита является планирование аудиторской проверки. При планировании наряду с соблюдением общих принципов аудита должны соблюдаться и частные его принципы, к которым относятся: комплексность, непрерывность и оптимальность планирования. Процесс планирования подразделяется на этапы.
Первый этап — предварительное планирование.
Второй этап — разработка общего плана и программы аудита.
Программа аудита определяет объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Она служит детальной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно средством контроля качества для руководителей аудиторской проверки. Правильно спланированный аудит является залогом рациональной организации процесса аудита и уменьшения риска необнаружения существенных ошибок в финансовой отчетности экономического субъекта.
Стандарт № 4 — Существенность в аудите. Определяет действия аудитора в отношении оценки уровня существенности и аудиторских рисков, возникающих в ходе проверки экономического субъекта. Существенность — свойство информации, которое делает её способной влиять на экономические решения пользователя этой информации. Уровень существенности — это максимально допустимый размер ошибки или искажения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, который не введет квалифицированного пользователя в заблуждение относительно этой информации. Существенность в аудите имеет две стороны — качественную и количественную. Методы расчета уровня существенности определяется внутренними аудиторскими стандартами. Опытным путем работы аудиторских организаций установлены уровни существенности или доверия в % от значения показателей, например:
Выручка от 1 до 4%,.
Прибыль до налогообложения от 5 до 10%,.
Валюта баланса до 10%.
При выборе уровня существенности аудитор должен определить базовые показатели из отчетности и для каждого установить уровень существенности. Это полностью зависит от профессионализма и компетентности аудитора.
Существует 3 основных метода определения базовых показателей для расчета уровня существенности:
- 1. Метод основного массива. Выбор показателей с наибольшей суммой.
- 2. Метод ключевых по риску показателей. Выбор показателей с наибольшей вероятностью появления в них ошибки, например, исчисление себестоимости при налогообложении.
- 3. Метод ключевых по последствиям показателей. Выбор показателей ошибки, которые могут вызвать существенные последствия.
Стандарт № 5 — Аудиторские доказательства. Определяет содержание и виды аудиторских доказательств, а также источники и методы их получения. Аудиторские доказательства — информация, полученная из разных источников. Они могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние — документы, проверяемого клиента и пояснения руководства клиента (первичная документация), внешние — документы, предоставляемые третьей стороной по запросу аудитора, смешанные — ответы 3х лиц на запросы аудитора совместно с внутренними документами (самый надежный источник документов). Все доказательства получают по результатам аудиторских процедур — способ получения аудиторских доказательств. Аудиторские процедуры делятся на 2 группы:
- · на соответствие (Тестирование);
- · по существу, в свою очередь делятся на:
Фактические: инвентаризация, осмотр, наблюдение, контрольные замеры.
Документальные: просмотр документа, сравнение документа, арифметический пересчет.
Аналитические: получение аудиторских доказательств с помощью анализа и оценки соотношений на основе установления причинно-следственных связей.
Специальные: опрос, подтверждения, сопоставление альтернативного баланса — баланс материалов, баланс оплаты труда и т. д.
Стандарт № 6 — Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Устанавливает единый порядок составления аудиторскими организациями и аудиторами, работающими самостоятельно, аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности экономических субъектов в Российской Федерации.
Аудиторское заключение — результат аудиторской проверки, формирование мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в соответствие с ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», статья 6.
В правиле (стандарте) изложены принципы и правила составления и формы заключения с типовыми фразами. В любом виде аудита используется единая форма заключения, в котором исправления не допускаются.
Аудиторские заключения передаются только заказчику в оговоренном количестве экземпляров.
Аудиторское заключение должно состоять из двух частей:
- 1) вводной, в которой указываются реквизиты клиента и аудиторской организации, период проверки, перечень проверенной отчетности, описание объема аудита, применение выборочных проверок и ответственность аудитора о выраженном мнении, и ответственность клиента за ведение бухгалтерского учета и составления отчетности;
- 2) итоговой — отражает мнение аудитора на основе достаточного количества доказательств, ставится дата подписания аудиторского заключения после даты составления отчетности, подпись ставит руководитель аудиторской организации с указанием номера квалификационного аттестата, номера лицензии и срока её действия.
Отдельно составляется аналитическая часть, которая является конфиденциальной, это отчет аудитора перед клиентом об общих результатах проверки, о состоянии внутреннего контроля и соблюдении хозяйственных операций на основе законодательства.
К аудиторскому заключению прилагаются формы проверенной отчетности. Весь пакет должен быть сброшюрован, листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Существует 2 вида аудиторских заключений:
Безоговорочно-положительное — мнение, если отчетность достоверна, соответствует принципам и методам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Отсутствие искажений или замечаний.
Модифицированное — выявлены обстоятельства, влияющие на достоверность отчетности и имеются разногласия с руководством по методам в учетной политике или адекватности раскрытия информации в отчетности.
Также существует 4 вида модификации:
1. Аудиторское заключение модифицируется включением части, привлекающей внимание к ситуации:
Влияет на отчетность, но рассмотрено в пояснительной записке, указывает на несоблюдение принципа непрерывности аудита, указывает на значительную неопределенность, прояснение которой зависит от будущих событий.
2. Мнение с оговоркой.
Включается фраза «за исключением влияния обстоятельств». Эти обстоятельства оговариваются, но они не настолько существенны, чтобы выразить отрицательное мнение.
3. Отказ от выражения мнения.
В случае ограничения объема аудита, что нельзя получить достаточно доказательств о выражении мнения.
4. Отрицательное мнение.
Влияние разногласия руководства с клиентом настолько существенны, что оговорка может ввести в заблуждение пользователей аудиторского заключения.
Также в законе об аудиторской деятельности дано понятие заведомо ложного аудиторского заключения. Оно может признаться только СРО или судом. В случае, если составлено без проведения аудиторской проверки или противоречит содержанию документов в организации. При признании такового аннулируются квалификационный аттестат исполнителя и лицензия аудиторской организации.
Стандарт № 7 — Контроль качества выполнения заданий по аудиту.
Качество аудита обеспечивают:
- 1. Система внутреннего контроля качества.
- 2. Процедуры внутреннего контроля качества, разработанные аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
- 3. Эффективность системы внутреннего контроля качества аудита содержит критерии качества:
а. соответствие действующему законодательству;
б. соблюдение лицензионных требований и требований СРО;
в. выполнение правил внутреннего контроля качества.
Существуют обязательные процедуры по контролю качества выполнения заданий по аудиту: расчет уровня существенности, расчет аудиторского риска, оставление обязательного плана и программы аудита, описание аудиторских процедур, наличие рабочей документации, показывающей объем работы и выводы аудитора.
Качество аудита ориентировано на удовлетворение запросов рынка. Оценку качества со стороны потребителей определяет уровень, при котором потребитель мог выявить ошибки, предотвратить их системный характер, мошеннические действия, смогли улучшить систему учета и снизили свои риски.
Существует внутренний и внешний контроль качества. Внешнюю проверку проводят уполномоченные органы и СРО. Качество аудита регулируется административным механизмом, экономическим, этическим и управляемым. Качество аудиторской проверки должно соответствовать цене услуги.