Методологические основы учета текущих обязательств хозяйствующего субъекта
Обязательства — это источник привлеченных средств, образовавшихся в результате уже совершившихся действий (сделок) хозяйствующего субъекта, которые служат юридическим основанием для последующих платежей, за товары, предоставленные услуги или выполненные работы. Суммы левой и правой частей уравнения всегда будут совпадать, так как рассматривается одна и та же вещь с разных точек зрения. Таким… Читать ещё >
Методологические основы учета текущих обязательств хозяйствующего субъекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическая сущность обязательств
Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать определенным набором экономических ресурсов (или факторов производства) — элементов, используемых для производства экономических благ, пользующихся спросом на рынке. Возникает вопрос, за счет каких источников появились у предприятия экономические ресурсы? Часть этих ресурсов будет предоставлена предприятию (экономическому субъекту) его собственниками. Общая сумма внесенных владельцами средств (денежных, материальных или нематериальных) называется собственным капиталом. Часть ресурсов вносится кем-либо, кто не является собственником, или они приобретаются за счет привлеченных средств физических и юридических лиц, вступивших с предприятием в корреспондентские связи (кредиторы, поставщики и т. д.).
В качестве привлеченного капитала рассматривается задолженность хозяйствующего субъекта перед физическими или юридическими лицами, то есть обязательства фирмы в установленный срок возвратить их владельцам (заимодателям) полученные от них экономические ресурсы или их денежный эквивалент (по договоренности сторон), а также причитающееся за это вознаграждение (если такое предусмотрено соглашением). Следовательно, можно записать, активы равны собственный капитал плюс обязательства.
Обязательства — это источник привлеченных средств, образовавшихся в результате уже совершившихся действий (сделок) хозяйствующего субъекта, которые служат юридическим основанием для последующих платежей, за товары, предоставленные услуги или выполненные работы. Суммы левой и правой частей уравнения всегда будут совпадать, так как рассматривается одна и та же вещь с разных точек зрения.
Для покрытия потребности предприятия в основных и оборотных фондах в ряде случаев становится необходимо привлечение заемного капитала. Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
- — достаточно широкими возможностями привлечения;
- — обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности;
— более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом (изымаются затраты по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
- — риск снижения финансовой устойчивости и платежеспособности;
- — высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка;
— сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах).
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере подвержено финансовому риску и угрозе банкротства.
Все внешние источники финансирования предприятия попадают в одну из двух категорий:
- — финансирование путем получения кредитов (кратко и долгосрочных);
- — выпуска ценных бумаг.
Привлечение кредитных ресурсов расширяет возможности предприятия, способствует приращению отдачи от собственного капитала. Это свойство заемного капитала получило название эффекта финансового рычага. Эффект финансового рычага — приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на его платность. Как будут профинансированы (какова будет структура источников финансирования) основных и оборотных средств зависит от того, какой политики придерживается предприятие. Если собственный капитал покрывает всю потребность предприятия в оборотных средствах, то такая политика называется консервативной — предприятие не рискует, но уровень доходности снижается. Агрессивная политика состоит в том, что предприятие для пополнения оборотных средств использует в основном краткосрочные обязательства, то есть кредиторскую задолженность и краткосрочный банковский кредит, риск заключается в возможности не привлечь вовремя нужную сумму денег, предприятие может оказаться неплатежеспособным. Существует мнение, что оптимальным является финансирование необоротных активов предприятия и десятой части оборотных активов за счет собственных средств.
Непосредственная деятельность субъектов предпринимательства связана с выполнением обязательств как внутреннего характера между соучредителями либо отдельными структурными подразделениями коммерческой структуры, самой коммерческой структурой и ее работниками, так и внешнего характера — с контрагентами, поставщиками и потребителями. Особого внимания требует феномен задолженности по зарплате. Невыплата зарплаты, ее задержки стали нормой в условиях кризиса. Если работники не обеспечиваются совокупностью необходимых благ и услуг для воспроизводства своей способности к труду, происходит ускоренный физиологический и интеллектуальный износ человеческого капитала, что делает казахстанское общество в целом неустойчивым, деструктивным, а систему социально-экономических отношений непрогнозируемой.
Публичные обязательства возникают между предприятием и государством в лице уполномоченных его органов, а также с органами местного самоуправления. Для стабилизации финансовой системы государства большое значение имеет налоговая дисциплина, т. е. своевременное и в должных размерах внесение юридическими и физическими лицами установленных обязательных платежей и сборов в государственный и местный бюджеты. Через механизм налогообложения затраты общества на безработицу, другие социальные последствия ложатся на предприятие.