Вопрос 1. Опишите, как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
Данным законом устанавливаются единые правовые и организационные основы организации и ведения бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах, закрепляется порядок регулирования бухгалтерского учета, а также определяется ряд принципов и правил составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Этим и определяется структура закона. Рабочий план счетов, разрабатываемый с учетом особенностей… Читать ещё >
Вопрос 1. Опишите, как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ответ: Систему законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета принято подразделять на четыре уровня.
На первом уровне нормативного регулирования бухгалтерского учета находятся:
- — Гражданский Кодекс РФ,
- — Трудовой кодекс РФ,
- — Налоговый Кодекс РФ,
- — Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ,
- — а также другие федеральные законы в данной области, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации;
- — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с последующими изменениями и дополнениями).
Документы данного уровня могут касаться вопросов организации бухгалтерского учета не только непосредственно, но и косвенно, за счет отражения отдельных аспектов организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, порядка их создания, реорганизации и ликвидации, организации хозяйственных связей и договорной работы, регулирования собственности на отдельные виды имущества.
В основе нормативного регулирования бухгалтерского учета, относящего к первому уровню системы, находится Федеральный закон «О бухгалтерском учете», принятый от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
Роль данного документа в общей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета заключается в том, что за счет содержащихся в нем положений обеспечивается:
- а) повышение юридического статуса утвержденных норм бухгалтерского учета и всей системы законодательства в области бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
- б) закрепление обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведения бухгалтерского учета;
- в) повышение статуса применяемых норм бухгалтерского учета до уровня имеющегося статуса у норм других видов законодательства.
Данным законом устанавливаются единые правовые и организационные основы организации и ведения бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах, закрепляется порядок регулирования бухгалтерского учета, а также определяется ряд принципов и правил составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Этим и определяется структура закона.
К числу документов первого уровня также следует отнести Гражданский, Налоговый и Трудовой Кодексы Российской Федерации, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации бухгалтерского учета.
В Гражданском Кодексе РФ к таким моментам относятся вопросы, связанные с регулированием хозяйственной деятельности экономических субъектов, порядка их создания, реорганизации и ликвидации, формирования механизма договорной работы в различных областях.
В Трудовом кодексе в области бухгалтерского учета следует отнести вопросы регулирования трудовых отношений между работодателями и работниками, организации оплаты труда.
В Налоговом Кодексе содержатся моменты, связанные с начислением и уплаты налогов и сборов в соответствии с действующей налоговой системой страны.
Также, вопросы, касающиеся порядка создания, особенностей функционирования, реорганизации и ликвидации отдельных категорий юридических лиц, содержатся в Федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях» и др.
На втором уровне нормативного регулирования находятся все положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые Минфином России. Данные положения по своей сути являются стандартами в области ведения бухгалтерского учета.
Прежде всего, это Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н, которое является одним из наиболее значимых документов в данной области.
Его целью является конкретизация Закона о бухгалтерском учете по отдельным вопросам.
К числу важнейших документов этого уровня относится План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Минфином России 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 28.11.2010 г.).
План счетов бухгалтерского учета является системой бухгалтерских счетов, предусматривающей их обозначение, количество, группировку по целям и объектам учета.
По своей сущности План счетов является способом экономической группировки, отражения текущего состояния и проведения оперативного контроля за активами и обязательствами организации, а также осуществляемыми хозяйственными операциям.
Построение плана счетов представляет собой совокупность синтетических и аналитических счетов, за счет которых обеспечивается согласованность учетных показателей и показателей отчетности.
Документами второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета также являются Положения по бухгалтерскому учету. Их целью является конкретизация положений Закона о бухгалтерском учете в отношении каждого объекта учета.
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 24 Положений по бухгалтерскому учету (таблица 1).
Таблица 1 — Перечень Положений по бухгалтерскому учету.
№ ПБУ. | Название ПБУ. | Дата и номер Приказа Минфина. | Дата и номер последних изменений. | |
1/2008. | Учетная политика организации. | от 06.10.2008 № 106н. | от 18.12.2012 № 164н. | |
2/2008. | Учет договоров строительного подряда. | от 24.10.2008 № 116н. | от 27.04.2012 № 55н. | |
3/2006. | Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. | 27.11.2006 № 154н. | от 24.12.2010 №№ 186 н. | |
4/99. | Бухгалтерская отчетность организации. | от 06.07.1999 № 43н. | от 08.11.2010 № 142 н. | |
5/01. | Учет материально-производственных запасов. | от 09.06.2001 № 44н. | от 25.10.2010 № 132 н. | |
6/01. | Учет основных средств. | от 30.03.2001 № 26н. | от 24.12.2010 № 186н. | |
7/98. | События после отчетной даты. | от 25.11.1998 № 25н. | от 20.12.2007 № 143 н. | |
8/2010. | Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы. | от 13.12.2010 № 167н. | от 27.04.2012 № 55н. | |
9/99. | Доходы организации. | от 06.05.1999 № 33н. | от 27.04.2012 № 55 н. | |
10/99. | Расходы организации. | от 06.05.1999 № 33н. | от 27.04.2012 № 55 н. | |
11/2008. | Информация о связанных сторонах. | от 29.04.2008 № 48н. | ; | |
12/2010. | Информация по сегментам. | от 08.11.2010 г. № 143н. | ; | |
13/2000. | Учет государственной помощи. | от 16.10.2000 № 92н. | от 18.09.2006 № 115н. | |
14/2007. | Учет нематериальных активов. | от 27.12.2007 № 153н. | от 24.12.2010 № 186н. | |
15/2008. | Учет расходов по займам и кредитам. | от 06.10.2008 № 107н. | от 27.04.2012 № 55н. | |
16/02. | Информация по прекращаемой деятельности. | от 02.07.2002 № 66н. | от 08.11.2010 № 144н. | |
17/02. | Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. | от 19.11.2002 № 115н. | от 19.06.2006 № 116н. | |
18/02. | Учет расчетов по налогу на прибыль организаций. | от 19.11.2002 № 114н. | от 24.12.2010 № 186н. | |
19/02. | Учет финансовых вложений. | от 10.12.2002 № 126н. | от 27.04.2012 № 55н. | |
20/03. | Информация об участии в совместной деятельности. | от 24.11.2003 № 105н. | от 18.09.2006 № 116н. | |
21/2008. | Изменение оценочных значений. | от 06.10.2008 № 106н. | от 25.10.2010 № 132н. | |
22/2010. | Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. | от 28.06. 2010 № 63н. | от 27.04.2012 № 55н. | |
23/2011. | Отчет о движении денежных средств. | от 2,02.2011 г. № 11н. | ; | |
24/2011. | Учет затрат на освоение природных ресурсов. | от 06.10.2011 № 125н. | ; | |
Разработка данных положений осуществляться в целях гармонизации российских правил ведения бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), на основе которых и проводилась их разработка. В то же самое время они разрабатывались исходя из российской специфики.
Все ПБУ имеют общую структуру, которая включает в себя:
- — название и номер ПБУ;
- — общие положения, отражающие сферу применения данного ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;
- — основные определения и понятия, рассматриваемые в данном ПБУ;
- — порядок и варианты оценки объектов учета в соответствии с данным ПБУ;
- — порядок и варианты учета наличия и изменения соответствующего объекта учета;
- — вопросы раскрытия информации об объекте ПЮУ в учетной политике организации и ее бухгалтерской отчетности.
Спецификой российских ПБУ является обязательность их применение, что и отличает их от Международных стандартов бухгалтерского учета.
К документам третьего уровня регулирования системы бухгалтерского учета относятся методические указания, инструкции, рекомендации. Основной их целью является конкретизация основных положений, изложенных в нормативных документах более высоких уровней.
Документы этого уровня разрабатываются на уровне отдельных министерств и ведомств.
Основные документы данного уровня представлены:
- — Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49);
- — Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. № 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. № 32н));
- — Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н);
- — Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н);
- — Альбомом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а);
- — Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. № 60н);
- — Положением Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П и другие
Четвертным уровнем нормативного регулирования системы бухгалтерского учета выступают документы, разработанные на самой организации, основными из которых являются:
- — приказ (распоряжение) по учетной политике предприятия;
- — нетиповые формы первичных учетных документов, разработка которых осуществлена самой организацией с учетом особенностей ее деятельности и утверждаемые руководителем этой организации;
- — сформированные графики движения документов (документооборота);
- — утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
- — утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Выбор и обоснование учетной политики осуществляется руководителем и главным бухгалтером организации на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и закрепляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Также руководителем организации утверждаются формы первичных учетных документов в том случае, если они не имеют типовых форм, содержащихся Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а, и разработаны в самой организации.
График документооборота должен отражать круг лиц, на которых возложена ответственность на определенных должностных лиц организации за соблюдение порядка оформления документов, его движения с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, разрабатываемый с учетом особенностей деятельности организации, утверждается руководителем, и включающий в себя суженный или расширенный по сравнению с Типовым планом перечень синтетических счетов бухгалтерского учета, а также перечень субсчетов, открываемых к отдельным синтетическим счетам.
Утверждение руководителем организации тех форм внутренней отчетности, которые разрабатываются организацией самостоятельно, с учетом особенностей ее функционирования и соблюдения требований рациональной организации и управления производством и реализацией продукции.
Однако практика показывает, что деятельность отдельных организаций в области формирования документов четвертого уровня обычно ограничивается только изданием приказа (распоряжения) об учетной политики при отсутствии разработки всех остальных внутренних документов в данной области. Это противоречит требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и нормативных документов более высокого уровня и значительно снижает эффективность организации бухгалтерского учета на самом предприятии.