Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Вопрос 1. Опишите, как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данным законом устанавливаются единые правовые и организационные основы организации и ведения бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах, закрепляется порядок регулирования бухгалтерского учета, а также определяется ряд принципов и правил составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Этим и определяется структура закона. Рабочий план счетов, разрабатываемый с учетом особенностей… Читать ещё >

Вопрос 1. Опишите, как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ответ: Систему законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета принято подразделять на четыре уровня.

На первом уровне нормативного регулирования бухгалтерского учета находятся:

  • — Гражданский Кодекс РФ,
  • — Трудовой кодекс РФ,
  • — Налоговый Кодекс РФ,
  • — Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ,
  • — а также другие федеральные законы в данной области, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации;
  • — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с последующими изменениями и дополнениями).

Документы данного уровня могут касаться вопросов организации бухгалтерского учета не только непосредственно, но и косвенно, за счет отражения отдельных аспектов организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, порядка их создания, реорганизации и ликвидации, организации хозяйственных связей и договорной работы, регулирования собственности на отдельные виды имущества.

В основе нормативного регулирования бухгалтерского учета, относящего к первому уровню системы, находится Федеральный закон «О бухгалтерском учете», принятый от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.

Роль данного документа в общей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета заключается в том, что за счет содержащихся в нем положений обеспечивается:

  • а) повышение юридического статуса утвержденных норм бухгалтерского учета и всей системы законодательства в области бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
  • б) закрепление обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведения бухгалтерского учета;
  • в) повышение статуса применяемых норм бухгалтерского учета до уровня имеющегося статуса у норм других видов законодательства.

Данным законом устанавливаются единые правовые и организационные основы организации и ведения бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах, закрепляется порядок регулирования бухгалтерского учета, а также определяется ряд принципов и правил составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Этим и определяется структура закона.

К числу документов первого уровня также следует отнести Гражданский, Налоговый и Трудовой Кодексы Российской Федерации, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации бухгалтерского учета.

В Гражданском Кодексе РФ к таким моментам относятся вопросы, связанные с регулированием хозяйственной деятельности экономических субъектов, порядка их создания, реорганизации и ликвидации, формирования механизма договорной работы в различных областях.

В Трудовом кодексе в области бухгалтерского учета следует отнести вопросы регулирования трудовых отношений между работодателями и работниками, организации оплаты труда.

В Налоговом Кодексе содержатся моменты, связанные с начислением и уплаты налогов и сборов в соответствии с действующей налоговой системой страны.

Также, вопросы, касающиеся порядка создания, особенностей функционирования, реорганизации и ликвидации отдельных категорий юридических лиц, содержатся в Федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях» и др.

На втором уровне нормативного регулирования находятся все положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые Минфином России. Данные положения по своей сути являются стандартами в области ведения бухгалтерского учета.

Прежде всего, это Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н, которое является одним из наиболее значимых документов в данной области.

Его целью является конкретизация Закона о бухгалтерском учете по отдельным вопросам.

К числу важнейших документов этого уровня относится План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Минфином России 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 28.11.2010 г.).

План счетов бухгалтерского учета является системой бухгалтерских счетов, предусматривающей их обозначение, количество, группировку по целям и объектам учета.

По своей сущности План счетов является способом экономической группировки, отражения текущего состояния и проведения оперативного контроля за активами и обязательствами организации, а также осуществляемыми хозяйственными операциям.

Построение плана счетов представляет собой совокупность синтетических и аналитических счетов, за счет которых обеспечивается согласованность учетных показателей и показателей отчетности.

Документами второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета также являются Положения по бухгалтерскому учету. Их целью является конкретизация положений Закона о бухгалтерском учете в отношении каждого объекта учета.

К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 24 Положений по бухгалтерскому учету (таблица 1).

Таблица 1 — Перечень Положений по бухгалтерскому учету.

№ ПБУ.

Название ПБУ.

Дата и номер Приказа Минфина.

Дата и номер последних изменений.

1/2008.

Учетная политика организации.

от 06.10.2008 № 106н.

от 18.12.2012 № 164н.

2/2008.

Учет договоров строительного подряда.

от 24.10.2008 № 116н.

от 27.04.2012 № 55н.

3/2006.

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

27.11.2006 № 154н.

от 24.12.2010 №№ 186 н.

4/99.

Бухгалтерская отчетность организации.

от 06.07.1999 № 43н.

от 08.11.2010 № 142 н.

5/01.

Учет материально-производственных запасов.

от 09.06.2001 № 44н.

от 25.10.2010 № 132 н.

6/01.

Учет основных средств.

от 30.03.2001 № 26н.

от 24.12.2010 № 186н.

7/98.

События после отчетной даты.

от 25.11.1998 № 25н.

от 20.12.2007 № 143 н.

8/2010.

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы.

от 13.12.2010 № 167н.

от 27.04.2012 № 55н.

9/99.

Доходы организации.

от 06.05.1999 № 33н.

от 27.04.2012 № 55 н.

10/99.

Расходы организации.

от 06.05.1999 № 33н.

от 27.04.2012 № 55 н.

11/2008.

Информация о связанных сторонах.

от 29.04.2008 № 48н.

;

12/2010.

Информация по сегментам.

от 08.11.2010 г. № 143н.

;

13/2000.

Учет государственной помощи.

от 16.10.2000 № 92н.

от 18.09.2006 № 115н.

14/2007.

Учет нематериальных активов.

от 27.12.2007 № 153н.

от 24.12.2010 № 186н.

15/2008.

Учет расходов по займам и кредитам.

от 06.10.2008 № 107н.

от 27.04.2012 № 55н.

16/02.

Информация по прекращаемой деятельности.

от 02.07.2002 № 66н.

от 08.11.2010 № 144н.

17/02.

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

от 19.11.2002 № 115н.

от 19.06.2006 № 116н.

18/02.

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций.

от 19.11.2002 № 114н.

от 24.12.2010 № 186н.

19/02.

Учет финансовых вложений.

от 10.12.2002 № 126н.

от 27.04.2012 № 55н.

20/03.

Информация об участии в совместной деятельности.

от 24.11.2003 № 105н.

от 18.09.2006 № 116н.

21/2008.

Изменение оценочных значений.

от 06.10.2008 № 106н.

от 25.10.2010 № 132н.

22/2010.

Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

от 28.06. 2010 № 63н.

от 27.04.2012 № 55н.

23/2011.

Отчет о движении денежных средств.

от 2,02.2011 г. № 11н.

;

24/2011.

Учет затрат на освоение природных ресурсов.

от 06.10.2011 № 125н.

;

Разработка данных положений осуществляться в целях гармонизации российских правил ведения бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), на основе которых и проводилась их разработка. В то же самое время они разрабатывались исходя из российской специфики.

Все ПБУ имеют общую структуру, которая включает в себя:

  • — название и номер ПБУ;
  • — общие положения, отражающие сферу применения данного ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;
  • — основные определения и понятия, рассматриваемые в данном ПБУ;
  • — порядок и варианты оценки объектов учета в соответствии с данным ПБУ;
  • — порядок и варианты учета наличия и изменения соответствующего объекта учета;
  • — вопросы раскрытия информации об объекте ПЮУ в учетной политике организации и ее бухгалтерской отчетности.

Спецификой российских ПБУ является обязательность их применение, что и отличает их от Международных стандартов бухгалтерского учета.

К документам третьего уровня регулирования системы бухгалтерского учета относятся методические указания, инструкции, рекомендации. Основной их целью является конкретизация основных положений, изложенных в нормативных документах более высоких уровней.

Документы этого уровня разрабатываются на уровне отдельных министерств и ведомств.

Основные документы данного уровня представлены:

  • — Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49);
  • — Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. № 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. № 32н));
  • — Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н);
  • — Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н);
  • — Альбомом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а);
  • — Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. № 60н);
  • — Положением Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П и другие

Четвертным уровнем нормативного регулирования системы бухгалтерского учета выступают документы, разработанные на самой организации, основными из которых являются:

  • — приказ (распоряжение) по учетной политике предприятия;
  • — нетиповые формы первичных учетных документов, разработка которых осуществлена самой организацией с учетом особенностей ее деятельности и утверждаемые руководителем этой организации;
  • — сформированные графики движения документов (документооборота);
  • — утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
  • — утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Выбор и обоснование учетной политики осуществляется руководителем и главным бухгалтером организации на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и закрепляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Также руководителем организации утверждаются формы первичных учетных документов в том случае, если они не имеют типовых форм, содержащихся Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а, и разработаны в самой организации.

График документооборота должен отражать круг лиц, на которых возложена ответственность на определенных должностных лиц организации за соблюдение порядка оформления документов, его движения с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, разрабатываемый с учетом особенностей деятельности организации, утверждается руководителем, и включающий в себя суженный или расширенный по сравнению с Типовым планом перечень синтетических счетов бухгалтерского учета, а также перечень субсчетов, открываемых к отдельным синтетическим счетам.

Утверждение руководителем организации тех форм внутренней отчетности, которые разрабатываются организацией самостоятельно, с учетом особенностей ее функционирования и соблюдения требований рациональной организации и управления производством и реализацией продукции.

Однако практика показывает, что деятельность отдельных организаций в области формирования документов четвертого уровня обычно ограничивается только изданием приказа (распоряжения) об учетной политики при отсутствии разработки всех остальных внутренних документов в данной области. Это противоречит требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и нормативных документов более высокого уровня и значительно снижает эффективность организации бухгалтерского учета на самом предприятии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой