Введение.
Расстройства памяти
Психофизиологическое и нейропсихологическое направления. В работах представителей этого направления содержится анализ психофизиологических основ памяти, изучается природа мнестических нарушений при очаговых поражениях мозга. А. Р. Лурия и др. Клиническое направление. Его представители связывают расстройства памяти с определенными симптомами и не ставят задачи раскрытия их психологических… Читать ещё >
Введение. Расстройства памяти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Память (англ. memory) — это форма психического отражения, заключенная в закрепление, сохранение и последующем воспроизведение индивидом его прошлого опыта, делающего возможным его повторному использованию в деятельности или возвращения в сферу сознания. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь Память связывает прошлое с настоящим и будущим.
Почти все больные жалуются на расстройства памяти, но никто не жалуется на недостаточность мышления. Редко больные говорят о недостатках своего мышления, неадекватности суждений, но все замечают дефекты своей памяти. Расстройства памяти являются частым симптомом при заболевании мозга.
Исследования посвященные патологии памяти, идут в разных направлениях. Например в учебнике по патопсихологии Б. В. Зейгарник представлены следующие направления:
- · Клиническое направление. Его представители связывают расстройства памяти с определенными симптомами и не ставят задачи раскрытия их психологических механизмов. С. С. Корсаков, Ю. Грюнталь, Р. Я. Голант и др.
- · Психофизиологическое и нейропсихологическое направления. В работах представителей этого направления содержится анализ психофизиологических основ памяти, изучается природа мнестических нарушений при очаговых поражениях мозга. А. Р. Лурия и др.
- · Психологическое направление, которое в основном рассматривает вопросы организации памяти и ее нарушений. А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.
Исследования в патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнестической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнестической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формирование процессов памяти.
Исследования расстройств памяти важны также для практических вопросов психиатрической клиники. Зачастую данные о нарушениях памяти, полученные при патологическом эксперименте, не совпадают с представлениями самого больного о характере своей мнестической деятельности. Например, больные жалуются на ослабление памяти, которое мешает им в работе, в то время как психологическое исследование этого нарушения не выявляет. И наоборот, некоторые больные успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, но данные психологического эксперимента обнаруживают расстройства мнестической деятельности.
В основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу. Результаты их изучения могут оказаться полезными при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными.