Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Опыт деятельности сельских учреждений культуры Казахстана в 1970-1980 годы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе своей деятельности учреждения культуры сформировали определенные методы и формы деятельности. Проводились вечера трудовой славы, чествования передовиков производства, трудовых династий, посвящения в рабочие, механизаторы, праздники Весны, Урожая. Активно пропагандировался здоровый образ жизни. Большое значение придавалось пропаганде идейно-политического, нравственно-правового… Читать ещё >

Опыт деятельности сельских учреждений культуры Казахстана в 1970-1980 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опыт деятельности сельских учреждений культуры Казахстана в 1970;1980 годы

В 70−80-е годы принимались многочисленные решения местных, республиканских и союзных властных структур и партийных органов по охвату населения деятельностью культурно-просветительных учреждений, по обеспечению последних кадрами специалистов и материально-техническими ресурсами. В результате появилось огромное количество культурно-просветительных учреждений на селе, в городах в целом по Казахстану. кадр специалист обслуживание культурный В Директивах ХХ1У и ХХУ съездов КПСС было обращено особое внимание на постоянное совершенствование системы культурного обслуживания населения. «Повысить уровень работы культурно-просветительных учреждений, — говорилось в „Основных направлениях развития народного хозяйства на 1976;1980 годы“. Расширить сеть массовых библиотек и клубов. Развивать народные университеты, совершенствовать их деятельность. Улучшать работу музеев, охрану и пропаганду памятников истории и культуры» [1]. Ведущую роль среди культурно-просветительных учреждений занимали клубные учреждения, тесно связанные с жизнью производственных коллективов города и села, которые смогли бы удовлетворить возросшие духовные запросы населения. Они, как и другие учреждения культуры, решали идеологические задачи государства и призваны были оказывать помощь в повышении их политического, культурно-технического уровня, в организации разумного досуга населения. Культурно-просветительные учреждения, помимо пропагандисткой и агитационной работы, выполняли воспитательную роль.

В процессе своей деятельности учреждения культуры сформировали определенные методы и формы деятельности. Проводились вечера трудовой славы, чествования передовиков производства, трудовых династий, посвящения в рабочие, механизаторы, праздники Весны, Урожая. Активно пропагандировался здоровый образ жизни. Большое значение придавалось пропаганде идейно-политического, нравственно-правового, эстетического воспитания, достижению науки и техники, итогам социалистического соревнования, распространению опыта передовиков и новаторов производства. С этой целью организовывались встречи с ветеранами труда, делегатами партийных съездов, победителями социалистического соревнования.

В изучаемые годы в Казахстане функционировали 7850 клубных учреждений: из них 5155 учреждений культуры системы Министерства культуры, в том числе 50 городских, 223 районных, 248 сельских Домов культуры, 2960 сельских клубов, 1486 автоклубов, 145 красных юрт и 68 клуба общества глухих и общества слепых [2].

В удовлетворении духовных запросов сельского населения исключительное значение имели клубы. Но они только тогда были способны выполнить свою роль подлинного очага культуры на селе, когда работали содержательно, с выдумкой, по строго продуманному плану.

Сельский клуб — это тип массового и универсального учреждения культуры, это и кинотеатр, и лекторий, и разнообразные кружки. Поднятие культуры и улучшение быта в деревне способствовало более успешному развитию производительных сил колхозов и совхозов.

В изучаемые годы количество культурно-просветительных учреждений на селе неуклонно возрастало. Это было видно из следующих данных. В республике на 1 января 1975 года функционировало 4859 клубных учреждений системы Министерства культуры. В том числе 19 областных Домов народного творчества, 222 районных Дома культуры, 2769 сельских клубов [3]. Планами десятой пятилетки было намечена огромная работа по дальнейшему укреплению материальнотехнической базы культуры в Казахстане. Теперь во всех районных центрах и на центральных усадьбах совхозов и колхозов функционируют современные кинотеатры, клубы, библиотеки. В них проводилась разносторонняя массово-политическая и культурно-просветительная работа, организовывались чтения лекций по пропаганде исторических документов, тематические вечера, диспуты, устные журналы, встречи с героями и ветеранами войны. Массовые праздники, театрализованные преставления, оформлялись стенды, фотомонтажи, рассказывающие о героизме советского народа в тылу и на фронте в годы войны.

Любовь к своему делу, понимание высокого общественного долга — нести культуру в массыпомогали работникам культурного фронта преодолевать трудности и добиваться больших успехов. Многие из них заслуживают всенародного уважения и признательности.

Подлинным энтузиастом своего дела являлся заведующий отделом культуры исполкома Джувалинского районного Совета депутатов трудящихся Джамбулской области Куатбек Иманбеков. Педагог по образованию, организатор по призванию сумел активно организовать массовую работу на культурном фронте. В районе заметно улучшилась работа всех культурно-просветительных учреждений, самодеятельность приняла массовый размах, возросло исполнительное мастерство народных певцов, танцоров, актеров, музыкантов.

По инициативе К. Иманбекова был создан эстрадно-молодежный ансамбль «Кызгалдак». Участниками этого ансамбля являлись рабочие, колхозники, представители сельской интеллигенции, не раз демонстрировавшие перед зрителем мастерское, почти профессиональное исполнение. Программы их выступлений отличались, как правило, интересным подбором номеров, оригинальной манерой исполнения, идейной направленностью.

На республиканском празднике самодеятельного искусства 1972 года в столице Казахстана коллектив самодеятельных артистов Джувалинского района представил разнообразный интересный репертуар. В нем казахский танец «Сарбазы Амангельды» в исполнении мужской танцевальной группы ансамбля «Кызгалдак», были исполнены «Кызылшашылар вальсы» С. Аубакирова, «Алатау» Н. Тлендиева, казахская народная песня «Арда?», «Алтыным» А. Бейсеуова, «А? ерке — а? Жайы? ым» Ш. Калдаякова и другие.

В изучаемые годы этот молодежно-эстрадный ансамбль и народный театр районного Дома культуры за творческие успехи неоднократно награждались грамотами областного Совета депутатов трудящихся, обкома, комсомола, дипломами первой степени областного и республиканского организационных комитетов смотров и дипломами Министерства культуры Казахской ССР и Казсофпрофа. Ансамбль «Кызгалдак», лауреат областного телевизионного фестиваля. Дом культуры часто проводили встречи молодежи с ветеранами труда, с передовиками производства, с творческими людьми.

Например, надолго запомнились юношам и девушкам встречи с Героем социалистического Труда П. А. Нигринцом, Героем Отечественной войны, писателем Б. Момыш-улы, поэтессой М. Айткожиной, народным артистом Казахской ССР Ш. Сахиевым и другими [4].

Определенную роль в культурно-просветительной работе занимала деятельность автоклубов. Они организовывались при отделах культуры и предназначались, прежде всего, для обслуживания животноводов на отгонных участках, а также отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений.

Автоклубы проводили целый комплекс культурных мероприятий: лекционную пропаганду, передачу опыта передовиков сельского хозяйства, выступления агиткультбригад с концертами, продажу книг, выпуск стенных газет, тематические вечера, методическую помощь работникам сельских культурных учреждений, показ кинофильмов и беседу на морально-этические темы.

В изучаемые годы работниками и активистами автоклубов республики было прочитано 733 лекций и докладов, из них на сельскохозяйственную тематику — 4 тысячи и естественно — научные темы — 2147 [5].

Деятельность автоклубов в республике можно охарактеризовать на примере автоклуба № 5 «клуб Кажимовых», Каратюбинского района Уральской области. Появление автофургона для жителей степи — настоящий праздник. Кажимовы умело применяют разнообразные методы культурно-массовой работы. Широко используют технические средства пропаганды. Особое внимание Кажимовы уделяют пропаганде передового опыта. Он много раз рассказывал о трудовых успехах передовых животноводов своего совхоза Онгара Кенжина, Каиргали Жулдузбаева, Мынжасара Жайлыбаева, Еламана Есешева и других. Да и было о чем рассказать: эти чабаны растили от каждой сотни овцематок по 120−130 ягнят, настригли по 3,5 килограмма шерсти с овцы, а Еламан Есешев довел средний вес каждого бычка до 450 килограммов. Эти передовые животноводы, а также директор совхоза «Калдыгайтинский» Капан Косанов награждены орденами Трудового Красного Знамени. Проведены интересные вечера — встречи с О. Кенжиным и К. Жулдузбаевым, лекторы Ташен Туякбаев и Рахим Кажимов десятки раз выступали перед молодыми чабанами с докладами о славных достижениях ветеранов совхоза: кавалера ордена Ленина Жумабике Амиралиевой и Кенже Султангалиева. По совхозной и районной радиосети много раз звучал голос передового бригадира Аманжола Ойланбаева, записанный на пленку Р.Кажимовым. Об опыте работы передовиков труда, о ходе социалистического соревнования между чабанами, бригадами, фермами, об успехах подробно рассказывается в стенной газете автоклуба «Шопандар уни» («Голос чабанов»), в «Боевых листках», «Молниях» [6].

Очень популярны были агитационно-художественные бригады.

Агитбригады — это небольшие по своему составу коллективы, действующие на многих предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в клубах, Домах и Дворцах культуры, в учебных заведениях. Агитбригада являлась одной из наиболее действенных форм пропаганды и агитации художественными средствами.

Формы выступления агитбригад весьма разнообразны: агитационные спектакли, театрализованные обозрения, композиции, рассчитанные на 20−40 минут в зависимости от места выступления.

В изучаемые годы в республике в творчестве агитбригад произошли серьезные изменения. К примеру, если в 1970;е годы их число возросло вдвое, то в 1973 году в ходе подготовки и проведения Республиканского смотра создано около двухсот новых агитбригад. Интенсивно развивались агитбригады в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Джамбулской и других областях. Больше стало агитбригад, стремящихся делать программы с четкой идейной и тематической направленностью, а агитацию более доходчивой, используя разнообразные выразительные средства. Достаточно об этом свидетельствовало название программ «В земле наши корни», «По труду и честь», «Славим хлеб золотой и людей целины» и т. д.

Большую работу вели агитационно-художественные бригады по художественному обслуживанию населения республики. Только в 1973 году силами самодеятельных артистов дано свыше 11 тысяч концертов, на которых присутствовало около 850 тыс. зрителей [7].

В ряде областей для культурно-бытового обслуживания животноводов на отгонных участках создавались так называемые агитпоезда. В их состав входило несколько автоклубов, автолавок, бригады профессиональных и самодеятельных артистов, бригады врачей, работников бытового обслуживания, лекторы.

А в конце 70-х годов во всех республиках уже действовали централизованные клубные системы /ЦКС/ и культурно-социальные, культурно — спортивные комплексы /КСК/.

Итак, в Казахстане, как и по всей тогдашней стране в целом, также появились централизованные клубные системы /ЦКС/, сельские культурные комплексы /СКК/.

С созданием КСК появилась возможность концентрировать в одних руках средства колхозов, совхозов, профсоюзов, бюджетные ассигнования, выделяемые на массовую работу, лучше использовать независимо от ведомственной принадлежности культурные учреждения и спортивные сооружения, ликвидировать дублирование в работе.

К примеру, созданный в 1978 году культурный комплекс совхоза имени В. Пика Осакаровского района Карагандинской области объединил: сельский дом культуры, три государственных сельских клуба, пять библиотек, первичные организации общества «Знание» и «Кайрат». Позже в ее структуру были включены ещё один клуб, стадион, первичные организации общества ДОСААФ. Руководил работой комплекса Координационный Совет во главе с председателем Батпактинского сельского совета.

При комплексе действовало 12 секторов. Например, сектор идейно-политического воспитания отвечал за состояние устной лекционной пропаганды по линии общества «Знание», проводил беседы по экономическим, политическим, социальным вопросам. В работе сектора трудового воспитания занимались проблемами профессиональной ориентации молодежи.

Сектор эстетического воспитания, который состоял в основном из работников учреждений здравоохранения и культуры, педагогов общеобразовательных школ, организовал работу 12 коллективов художественной самодеятельности, пять любительских объединений, где занимались 300 жителей села.

Объединение усилий учреждений социальной инфраструктуры, руководителей и специалистов изменило масштабы и уровень проводимых мероприятий. В 1986 г. в кружках художественной самодеятельности занимались 360 человек, количество занимающихся физкультурой и спортом превысило 310 человек, что в 2 раза больше показателей предыдущих лет [8].

В конце 1985 года в республике действовало более 400 КК и КСК против 100 в 1981 г. Их количество быстро росло на селе: со 130 в 1984 г. до 300 в 1985 г. 9].

Однако во многих аулах и селах республики клубные учреждения испытывали трудности материальнотехнического характера. Чаще всего они размещались в приспособленных зданиях, не оснащались специальными оборудованиями и ощущали острую потребность в высококвалифицированных кадрах.

  • 1. Материалы ХХУ съезда КПСС, с. 221−222.
  • 2. ЦГА РК. Ф. 1890, оп.3.Д.846.л. 76.
  • 3. ЦГА РК. Ф. 1890, оп.3.Д.84л. 78.
  • 4. Садыкова У. Приглашаем в клуб // Сб. статей. — Алма-Ата, 1974. — С.13.
  • 5. ЦГА РК. Ф. 1890, оп.3.Д.846.л. 79.
  • 6. Садыкова У. Приглашаем в клуб // Сб. статей. — Алма-Ата, 1974. — С. 25
  • 7. ЦГА РК. Ф. 1890, оп.3. Д. 846.л. 77.
  • 8. Культурно-спортивные комплексы в действии/Казахстанская правда. — 1984. — 17 февраля.
  • 9. Абжанов Х. Сельская интеллигенция Казахстана. — Алма-Ата, 1988. — С.157.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой