Вредные производственные факторы и санитарные мероприятия, предлагаемые при выполнении процесса вспашки
Под действием вентилятора 4 наружный воздух проходит через воздушный фильтр 6, очищается в нем от пыли и поступает в канал 3. В воздушный поток из распылителя 5 поступает вода, подаваемая насосом 7 из бачка 8. Вода разбрызгивается, увлажняет воздух и, испаряясь, охлаждает его. Остатки неиспарившейся воды задерживаются теплообменником-каплеуловителем 1 и по трубопроводу 9 стекают обратно в бак 8… Читать ещё >
Вредные производственные факторы и санитарные мероприятия, предлагаемые при выполнении процесса вспашки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Температура внутри кабины и мероприятия по ее нормализации.
При работе на тракторе тракторист подвергается действию таких вредных производственных факторов, как шум, вибрация, запыленность, повышенная токсичность, высокая температура. Эти факторы хотя и не заметно, но наносят огромный ущерб здоровью тракториста.
Так как практически все свое рабочее время тракторист проводит в кабине трактора, особое внимание следует уделять улучшению условий труда в ней.
Кабины тракторов защищают механизаторов от дождя, снега, ветра, солнца, высоких и низких температур окружающего воздуха, пыли, газов и других вредных веществ. Их выполняют цельнометаллическими с большим (до 50%) остеклением, обеспечивающим хорошую обзорность, с внутренним объемом 2—3,5 м3 и более. Кабины оснащают сиденьями оператора с виброизолирующими подвесками, устройствами (частично или в комплексе) вентиляции, очистки, подогрева, охлаждения и увлажнения воздуха.
Условия труда, в них как в помещениях, замкнутого объема имеют свои особенности. Защищая оператора от многих вредностей, они сами являются причиной возникновения тех или иных неблагоприятных факторов. В жаркие летние дни под действием солнечной радиации, температуры окружающего воздуха, тепла двигателя и трансмиссии поверхности кабин нагреваются до высоких температур (в районах с жарким климатом, например, до 60—70 °С). При этом повышается и температура воздуха внутри кабин, достигая в отдельных случаях при плохой теплоизоляции 50 °C и более. Зимой в металлических кабинах внутренняя температура воздуха снижается при отсутствии отопления до 3—8 °С, а при недостаточной герметизации и теплоизоляции — даже до отрицательных величин. Естественно, что такие параметры микроклимата могут стать причиной перегрева или переохлаждения организма оператора и требуют, определенных мер защиты.
Для уменьшения поступления тепла от солнечной радиации наружные поверхности кабин красят в светлые тона, над крышей на расстоянии 30—50 мм устанавливают отражающие экраны из листовой стали, а на окнах — жалюзийные решетки, (с переменным углом наклона щитков для обеспечения максимальной видимости с рабочего места, оператора). Остекление кабин выполняют тонированными стеклами, задерживающими часть солнечной энергии. Лобовые стекла для увеличения отражения солнечных лучей устанавливают с наклоном вперёд.
Для защиты от наружного тепла и холода внутренние стенки кабин покрывают теплоизолирующим материалом (Картоном, войлоком, пенополиуретаном и др.), а пол — резиновыми ковриками с теплоизолирующей подкладкой.
Некоторое снижение температуры воздуха в кабинах можно достичь вентиляцией, но наибольший эффект дают хладоновые охладители. Охладители испарительного типа малоэффективны (снижают температуру всего на 2—3 °С).
Для обогрева кабин в холодный период года используют тепло двигателя или воду системы охлаждения. Схема такого процесса изображена на рисунке 10.
Рисунок 10. Схема обогрева кабины с использованием тепла двигателя.
1-радиатор системы водяного охлаждения, 2-вентилятор, 3-раструб-воздухозаборник, 4-воздуховод, 5-кабина, 6-регулировочная заслонка.
Теплый воздух от радиатора 1 системы водяного охлаждения двигателя вентилятором 2 через раструб-воздухозаборник 3 по воздуховоду 4 подается в кабину 5.
Недостаток данного способа обогрева в том, что вместе с теплым воздухом в кабину попадают вредные вещества из подкапотного пространства. На рисунке показан принцип действия кондиционера, который исключает попадание вредных веществ в кабину.
1-теплообменник-каплеоловитель, 2-каплеотделяющие, теплосъемные пластины, 3-воздушный канал, 4-вентилятор, 5-распылитель, 6-воздушный фильтр, 7-водяной насос, 8-бачок, 9-трубопровод, 10-воздухораспределительная решетка.
Под действием вентилятора 4 наружный воздух проходит через воздушный фильтр 6, очищается в нем от пыли и поступает в канал 3. В воздушный поток из распылителя 5 поступает вода, подаваемая насосом 7 из бачка 8. Вода разбрызгивается, увлажняет воздух и, испаряясь, охлаждает его. Остатки неиспарившейся воды задерживаются теплообменником-каплеуловителем 1 и по трубопроводу 9 стекают обратно в бак 8, а охлажденный и увлажненный воздух через воздухораспределительные решетки 10 поступает в кабину. Теплообменник-каплеуловитель представляет собой два бачка, соединенные между собой трубками, через которые проходят пластины 2. При охлаждении воздуха он работает как каплеуловитель, а в холодный период — и как отопитель калориферного типа. Для этого к нему от системы охлаждения двигателя подается горячая вода.
Вредные вещества, содержащиеся в воздухе и защита от них.
Особый вред здоровью человеку наносят вредные вещества, содержащиеся во вдыхаемом человеком воздухе. Вредные вещества поступают в кабину через неплотности как заводского, так и эксплуатационного происхождения, а также через отверстия под рычаги управления.
Основные пути предупреждения поступления вредных веществ в кабины: надежная герметизация кабин, тщательная очистка приточного вентиляционного воздуха, создание избыточного давления внутри кабины.
Повышение герметичности достигают установкой дверных резиновых уплотнений, тщательной заделкой стекол по периметру крепления, устранением появляющихся в процессе эксплуатации щелей, герметизацией отверстий под рычаги управления. В настоящее время НАТИ разрабатывает конструкцию более герметичных тросовых систем управления, которые придут на смену рычажному приводу.
Избыточное давление в кабинах создают с помощью приточных вентиляторов, подающих в кабину хорошо очищенный воздух. Величина подпора (в закрытых кабинах) в соответствии с «Санитарными правилами» № 4282—87 должна быть не менее 58,9 Па. Воздух, вытекая через неплотности кабины, препятствует проникновению через них вредных веществ.
Вибрация и шум. Санитарные мероприятия по защите от этих вредных производственных факторов.
Особое внимание нужно уделять мерам защиты от вибрации и шума. Тракторист подвержен действию общей вибрации от сиденья, пола и локальной — от ручных органов управления. Вибрация обусловлена работой двигателя, трансмиссии, взаимодействия колес с рельефом. Она возрастает с увеличением скорости движения, при появлении износов, люфтов, зазоров в соединениях.
Основные пути снижения передаваемых механизатору вибраций: установка виброизолированных сидений с мягкими подушками и спинками, с регулируемыми параметрами жесткости упругих элементов в зависимости от массы оператора; размещение на полу кабины резиновых ковриков, уменьшающих передачу высокочастотной вибрации на ноги оператора; облицовка рулевого колеса и рычагов управления материалами с демпфирующими свойствами, снижающими локальную высокочастотную вибрацию; установка виброизоляторов между кабиной и рамой машины; применение пневматических шин увеличенного диаметра, ширины, и с более низким внутренним давлением воздуха. Во избежание резонансных явлений конструкция сидений должна иметь собственную частоту колебаний не более 1,5 Гц. Разработана и уже применяется унифицированная подвеска сидений тракторов и сельскохозяйственных машин.
Рисунок 12. Схема подвески сиденья.
1-параллелограмные рычаги, 2-гайка-маховик регулировки жесткости пружины, 3-резиновые ограничители вертикальных перемещений, 4-рычаг, 5-пружина, 6-гидроамортизатор.
Она обеспечивает вертикальность перемещений за счет установки параллелограммных рычагов 1. Упругим элементом в ней является торсионная пружина 5, жесткость которой в зависимости от массы оператора регулируется винтом и гайкой 2. Гашение вертикальных колебаний осуществляется гидроамортизатором 6, а их ограничение — резиновыми упорами 3. Снижение вибраций с частотами от 2 до 10 Гц наиболее эффективно осуществляет подвеска, а с частотами от 12 до 100 Гц — мягкая подушка сиденья.
Основными источниками шума при работе на тракторе являются система выхлопа, трансмиссия. Часть шума создает сама кабина за счет вибрации ее стенок. Шум уменьшают установкой глушителей на всасывании и выхлопе отработавших газов, облицовкой внутренней поверхности кабин звукопоглощающими материалами, закрытием двигателя капотом, повышением жесткости стенок кабины и уменьшением их вибрации, креплением кабины к раме через виброизоляторы (резиновые подушки), повышением герметичности кабин прокладками из пористой резины, применением двойных стекол с воздушным промежутком между ними.
Таблица 3. Предлагаемые санитарные мероприятия при выполнении посева протравленными семенами трехсеялочным агрегатом.
Вредный производственный фактор и источник его возникновения. | Рекомендуемые средства защиты. | |||
Название. | Назначение. | Необх. Кол-во. | Предъявляемые требования. | |
Повышенная или пониженная температура в кабине. | Устройство для обогрева кабины, кондиционер | Создание микроклимата в кабине. | Обеспечить в кабине трактора нормальную температуру воздуха. | |
Вредные вещества, содержащиеся в воздухе. | Резиновые уплотнения, вентиляторы, создающие в кабине избыточное давление. | Создание микроклимата в кабине. | Обеспечить герметичность кабины и невозможность попадания в нее пыли. | |
Вибрация. | Виброизолированное сидение, коврики, облицовка рулевого колеса и рычагов управления. | Снижение вибрации. | Сидение должно сглаживать амплитуду колебаний при вибрации, коврики должны быть из резинового материала и изолировать ноги тракториста. Покрытие органов управления должно поглощать вибрацию и изолировать руки тракториста. | |
Шум. | Глушители, шумопоглощающие материалы, двойные стекла. | Снижение шума. | Глушители должны снижать шум отработанных газов, материалы обшивки трактора должны иметь шумопоглащающие свойства, двойные стекла должны препятствовать проникновению шума в кабину. | |
Воздействие веществ, содержащихся в протравленном зерне. | респиратор | Защита организма от пыли, веществ содержащихся в зерне. | 2 шт. | Целостность и чистота. |
Очки защитные. | Защита глаз от пыли при работе, защита глаз от вредных веществ при заправке. | 2 шт. | Целостность и чистота. | |
Комбинезон х.б. | Защита организма от грязи. | 2 шт. | Целостность и чистота. | |
Рукавицы комбинированные. | Защита рук от механич. поврежден. | 2 пара. | Целостность и чистота. |