Постановка бухгалтерского учета и внутреннего аудита
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом… Читать ещё >
Постановка бухгалтерского учета и внутреннего аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бухгалтерский учет в ЗАО «Сокол» ведет специализированная бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Правовой статус должности главного бухгалтера определяется действующими нормативными актами и должностными инструкциями, разработанными и утвержденными руководителем предприятия. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю предприятия, им же назначается на должность и освобождается от должности.
В соответствии с инструкциями главный бухгалтер имеет следующие обязанности:
- 1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
- 2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику.
- 3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
- 4. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
- 5. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
- 6. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
- 7. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.
- 8. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
- 9. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
- 10. Руководит работниками бухгалтерии.
«1С: Бухгалтерия 7.7» — универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского учета. Она представляет собой компоненту «Бухгалтерский учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7» с типовой конфигурацией. Компонента «Бухгалтерский учет» позволяет реализовать любую схему учета и может использоваться как автономно, так и совместно с другими компонентами «1С:Предприятия 7.7». Типовая конфигурация представляет собой готовое решение для автоматизации большинства участков бухгалтерского учета.
Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечивают своевременность составления отчетности.
В ЗАО «Сокол» график документооборота разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.
График устанавливает рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременную и качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер ЗАО «Сокол». Каждому работнику вручается выписка из графика документооборота, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере его деятельности.
Для каждого документа в бухгалтерском учете ЗАО «Сокол» существует свой путь движения, т. е. свой документооборот. Однако для всех документов существуют пять основных этапов:
- 1) составление документа в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению;
- 2) передача документа в бухгалтерию, где контролируются своевременность и полнота сдачи его для учетной обработки;
- 3) проверка принятых документов бухгалтером по форме (проверяются полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей) и арифметическая проверка;
- 4) обработка документа в бухгалтерии, которая осуществляется в три этапа:
- — таксировка (расценка) — предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Например, передан табель рабочего времени, на основании которого рассчитывается заработная плата работников;
- — группировка — подбор документов, однородных по экономическому содержанию. Например, приход и расход товарно-материальных ценностей;
- — контировка — указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа;
- 5) сдача документов в архив на хранение после составления по ним учетных регистров.
Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам [14].
Основными целями инвентаризации в ЗАО «Сокол» являются:
- — выявление фактического наличия имущества предприятия;
- — сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- — определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов;
- — проверка полноты отражения обязательств в учете соблюдения исполнителями выполнения договорных сроков, принятия мер по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженностей, списания в установленном порядке обязательств по истечении сроков давности.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях (п. 2 ст. 12 «Инвентаризация имущества и обязательств» Закона «О бухгалтерском учете»):
- — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- — при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- — при установлении фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- — в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных обстоятельств;
- — при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- — при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, специально предусмотренных законодательством [4].
В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, если после 1 октября отчетного года проводилась инвентаризация какого-либо имущества, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Для составления годовой отчетности используются результаты уже проведенной инвентаризации этого имущества [7].
Для проведения инвентаризации в ЗАО «Сокол» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
В межинвентаризационный период по распоряжению руководителя организации могут производиться выборочные инвентаризации.
Для составления бухгалтерской отчетности в ЗАО «Сокол» работники бухгалтерии проделывают предварительную работу, которая обеспечивает точность и полноту включаемых в отчетные формы данных. Для этого производится тщательная сверка данных синтетического и аналитического учета, контроль за тем, чтобы ни один документ не остался вне записи в соответствующих учетных регистрах, ликвидируются расхождения в расчетах с другими организациями и лицами. При завершении годового цикла бухгалтерского учета, кроме того, проводится полная инвентаризация всех средств и расчетов для устранения возможных расхождений между данными текущего учета и действительным фактическим состоянием средств хозяйства, производятся также заключительные годовые записи и подсчет итогов и сальдо по счетам.
ЗАО «Сокол» составляет 5 форм отчетности, начиная с 2007 года, до этого времени оно относилось к предприятиям малого бизнеса.
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации [9].
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации.
Бухгалтерскую отчетность ЗАО «Сокол» подписывают руководитель и главный бухгалтер.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Годовая отчетность ЗАО «Сокол» представляется учредителям авиакомпании, территориальным органам госстатистики, банку, налоговой инспекции, органам исполнительной власти.
В Приложении 2 представлена оценка методологического аспекта учетной политики ЗАО «Сокол» за 2008 г. Как видно из представленного приложения в целом учетная политика соответствует основным требованиям законодательства, однако ряд необходимых элементов отсутствует: способ оценки товаров, оценка незавершенного производства, способ учета готовой продукции, метод распределения косвенных затрат между объектами калькулирования, учет расходов по заготовке и доставке товаров на склад, порядок начисления дивидендов, оценка стоимости покупных товаров при их реализации.
Неотъемлемый риск и риск средств контроля — это риск управления и ведения документации аудируемым лицом, т. е. наличие недостатков в системе управления и ведения документации и, как следствие, опасность необнаружения искажений в бухгалтерской отчетности с помощью правил и процедур системы внутреннего контроля аудируемого лица.
Неотъемлемый риск и риск средств контроля существуют независимо от аудитора и аудитор не может влиять на величину этих рисков. Поэтому очень важно объективно оценить эти риски, чтобы правильно оценить риск необнаружения и спланировать проверку.
Определим уровень НР (неотъемлемого риска) для ЗАО «Сокол».
НР = НРmin + Отрицательные ответы/Всего вопросов (1).
где НРmin = 0,5 (или 50%).
НР = 0,5 + 8/33 = 0,74 или 74%.
Риск велик из-за сложной системы бухгалтерского учета и постоянно меняющегося законодательства. Подобный риск имеет наиболее яркое проявление в счетах, имеющих сложную учетную оценку и наиболее сильно подверженных изменениям под влиянием различных внешних факторов. Такими внешними факторами могут быть, например, изменение спроса со стороны заказчиков или изменение метода учетной оценки, возникшее в результате выхода нового нормативного документа, а также технологические достижения или ухудшения положения в отрасли. Кроме того, собственный риск включает относительный риск искажения показателей. Существование неотъемлемого риска обусловлено характеристиками организации и условиями окружающей среды ее деятельности, которые невозможно проверить средствами внутреннего контроля [21].
В ЗАО «Сокол» элементы системы внутреннего контроля представлены главным бухгалтером.
Система внутреннего контроля должна обеспечивать выполнение следующих требований:
- — проводки обработаны досконально и аккуратно;
- — материальные средства сохранены;
- — система учета является надежной, а сальдо счетов правильным.
Для оценки СВК проведем тест, представленный в Приложении 3 по результатам теста можно рассчитать РК (риск контроля).
РК = РКmin + Отрицательные ответы/Всего вопросов (2).
РКmin = 0,25 (или 25%).
РК = 0,25 + 3/18 = 0,42 или 42%.
Такая величина РК позволяет сделать вывод, что в ЗАО «Сокол» действует хорошая система внутреннего контроля.