Средства Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2015 года
В виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение… Читать ещё >
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2015 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура доходов и расходов Фонда социального страхования
Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период. Средства организации формируются за счет: страховых выплат работодателей; страховых перечислений предпринимателей; за счет доходной части от инвестиционной деятельности; за счет бюджетных отчислений; других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.
К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:
- — материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
- — материальная помощь для беременных и на случай родов;
- — материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
- — материальная помощь в случае рождения ребенка;
- — материальная помощь по уходу за ребенком в возрасте до полутора года;
- — обязательное пособие на погребение;
- — расходы на санаторно-курортное лечение работников.
К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:
- -материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
- — выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.
Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. Агеева Е. В. Социальное страхование: курс лекций/Е.В. Агеева. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. — 121 с К входящим выплатам этой группы относятся:
- — Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
- — Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам Великой Отечественной Войны.
- — Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Страхование: учеб. Пособие для вузов: рек. УМО по образованию в обл. финансов, учета и мировой экономики / под ред. Л.А. Орланюк-малицкой, С. Ю. Яновой. — М.: Юрайт, 2011. — 828
Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.
Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.
Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:
- — на решение общегосударственных вопросов;
- — на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества; расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
- — связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).
Фактически средства фонда расходуются на: выплату пособий; оплату санаторных путевок в полном или частичном размере; оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме; финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах; частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ; иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.
Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности; при рождении ребенка; при усыновлении ребенка; по уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет; на погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.
Одной из основных задач в работе Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации является обеспечение социальной защиты застрахованных граждан, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Виды обеспечения по страхованию:
- — в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- — в виде страховых выплат;
- — в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода; специальный медицинский и бытовой уход за застрахованным; проезд застрахованного на санаторно-курортное лечение, получения и примерки протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации; санаторно-курортное лечение; оплату дополнительного отпуска, застрахованного на весь период санаторно-курортного лечения; изготовление и ремонт протезов; обеспечение техническими средствами реабилитации; обеспечение транспортными средствами; профессиональное обучение (переобучение).
Основным источником формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик осуществляет с 2000 года, являются страховые взносы на этот вид страхования, включая штрафы и пени.
Работодатель уплачивает страховой взнос исходя из страхового тарифа с учетом скидок и надбавок. Размер самого страхового тарифа зависит от уровня производственного травматизма, сложившегося по видам экономической деятельности, и определяется в процентном соотношении к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. Страховые тарифы устанавливаются в соответствии с классом профессионального риска, количество классов 32. Нор-Аверян О. А. Социальное страхование / О.А. Нор-Аверян. М.: Дашков и К, 2011. — 286.
Страховой тариф устанавливается ежегодно с 1 января на текущий год. Затем, в зависимости от уровня травматизма на конкретном предприятии, устанавливаются скидки и надбавки к страховым тарифам на этот же текущий год. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. Страхователям — бюджетным учреждениям надбавка устанавливается в пределах средств, предусмотренных в бюджете для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Надбавка страхователю устанавливается Фондом социального страхования не позднее 30 апреля текущего календарного года. Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 15 мая текущего календарного года представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации заявление и сведения, необходимые для установления скидки, в установленном порядке. Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течении не менее чем три года с момента его государственной регистрации; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам.
Исполнительный орган Фонда социального страхования в течение 10 дней со дня принятия решения об установлении скидки или надбавки направляет страхователю Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нор-Аверян О. А. Социальное страхование / О.А. Нор-Аверян. М.: Дашков и К, 2011. — 286.
В настоящее время государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета.
Наблюдается прогнозируемый рост доходов бюджета ФСС РФ, и одновременно наблюдается рост расходов ФСС РФ, в динамике по годам прослеживается профицит до 2014 года.
Однако, если проанализировать изменения доходной части бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, которые сформированы в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» (сноска), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и проекта федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» можем увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные показатели бюджета ФСС Российской Федерации за период 2013; 2015 гг. и 2014 — 2016 гг. (млн. руб.).
Показатели. | 2013;2015. | 2014;2016. | Изменения (+/-). млн.руб., %. | |
Федеральный закон от 03.12.2012 № 219-ФЗ. | Проект федерального закона № 348 501−6. | |||
Доходы — всего,. | 1 972 652,5. | 1 832 020,4. | — 140 632,1 92,9%. | |
в том числе: — по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,. | 1 414 652,5. | 1 420 286,9. | + 5 634,4 100,4%. | |
из них — средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда. | 147 993,8. | 0,0. | — 147 993,8. | |
— за счет средств, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: федерального бюджета, бюджета ФФОМС. | 227 343,8 57 090,0. | 44 659,3 57 090,0. | — 182 684,5 0. | |
Расходы — всего, в т. ч. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. | 1 970 112,4 1 437 494,8. | 1 859 473,1 1 492 575,2. | — 110 639,3 94,4%. + 55 080,4 103,8%. | |
Доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах. | 72,9%. | 80,3%. | +7,4%. | |
Профицит (+)/ дефицит (-). | +2 540,2. | — 27 452,8. | ||
в т.ч. дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. | — 22 842,2. | — 72 288,3. | ||
дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без учета средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда. | — 170 836.1. | — 72 288,3. | 98 547,8. | |
Бюджет Фонда на 2014 сформирован с профицитом в сумме 105,8 млн. рублей, на 2015 — 2016 годы с дефицитом в сумме 13 187,4 млн. рублей и 14 371,2 млн. рублей соответственно по годам. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014; 2016 годах в части социального страхования на случай временной нетрудоспособности и с материнством, формируется с учетом дефицита, в сумме 13 593,4млн. рублей. В 2014; 2016 годах для покрытия дефицита бюджета Фонда требуется привлечение средств в сумме 72 288,3 млн. рублей. Необходимы сокращение расходов на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.fss.ru.
Сравнительные показатели бюджета ФСС Российской Федерации за период 2013; 2015 гг. и 2014 — 2016 гг. (млн. руб.).
Сохранение на протяжении многих лет низкого тарифа страховых взносов на уровне 2,9%, как следствие, — ограниченных средств Фонда сдерживает увеличение базовых размеров пособий, установленных? Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (сноска) в твердой денежной сумме (их увеличение не проводилось с 2007 года). Поэтому утвержденный Государственной Думой в 2014 году бюджет ФСС в сумме 565 млн. рублей требует его эффективного использования, и функционирование способно вызвать доверие граждан государству, проводимой им политике. Официальный сайт Министерства финансов РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.minfin.ru/ru/ (2014 г. в данном случае неуместен) Дальнейшим направлением развития социального страхования лежит необходимость эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственного Фонда социального страхования, принципы построения фонда, требуется изменение законодательной базы. Поэтому на сегодня приток средств в ФСС и увеличение страховых взносов возможно только за счет увеличения размеров заработной платы работающего населения.