Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические основы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цели государственной политики в финансово — правовой сфере определяют цели системы государственного управления в данной сфере как обеспечение стабильности и развития государства. К ним относятся обеспечение стабильности финансовой системы, эффективности использования банками общественных средств, мобилизация банковской системы на решение стоящих перед государством финансовых и политических задач… Читать ещё >

Теоретические основы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

Специфика деятельности коммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны обусловливают предъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другими субъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа, осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этом государством, можно сформулировать следующим образом:

  • — поддержание стабильности и доверия к финансовой системе посредством обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости её институтов (предотвращение т. н. системного риска, т. е. риска того, что банкротство одного или нескольких институтов могло бы привести к кризису всей финансовой системы);
  • — защита инвесторов, заёмщиков и других пользователей финансовой системы от ущерба, возникающего в результате банкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны финансовых организаций (предотвращение индивидуального риска);
  • — обеспечение бесперебойного, эффективного, надежного и результативного функционирования системы кредитно-финансовых организаций (стимулирование эффективности системы).

Безусловно все три цели взаимосвязаны друг с другом. Например, действия надзорных органов, направленные на обеспечение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов, оказывают влияние на предотвращение банкротств и, следовательно, возникновение убытков для индивидуальных клиентов. Эти действия могут также как стимулирующие эффективность работы всей кредитно-финансовой системы. С другой стороны, возможны и противоречия между ними. К примеру, правила и нормативы, предназначенные для обеспечения стабильности банковской системы, зачастую направлены на ограничение рыночных сил и, следовательно, на конкуренции между банками. Эти обстоятельства приводят к необходимости более тщательно продумывать политику регулирования деятельности всех институтов финансового рынка [1, с.26].

В настоящее время Банковский кодекс Республики Беларусь концентрирует все функции по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков в руках Национального Банка. В соответствии со статьей 34 Банковского кодекса в целях поддержания стабильности банковской системы республики Национальный Банк осуществляет надзорные функции в отношении банков, что является его исключительной компетенцией. При этом законодательство устанавливает три группы полномочий:

во-первых, Национальный Банк проверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса о его регистрации и выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;

во-вторых, разрабатывает и устанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т. е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;

в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за точным исполнением банковского законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в Республике Беларусь в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Республики Беларусь и Национальное Собрание Республике Беларусь контролируют Национальный банк Республики Беларусь, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью.

Цели государственной политики в финансово — правовой сфере определяют цели системы государственного управления в данной сфере как обеспечение стабильности и развития государства. К ним относятся обеспечение стабильности финансовой системы, эффективности использования банками общественных средств, мобилизация банковской системы на решение стоящих перед государством финансовых и политических задач, обеспечение сохранности денежных средств населения, организация денежного рынка страны и платежной системы, регулирование конкуренции на банковском рынке, обеспечение открытости рынка банковских услуг для всех социальных групп населения. Также в качестве одной из целей государственного регулирования банковской системы выделяют определение правовых рамок для осуществления банковской деятельности и основ структуры банковской системы, поскольку только при эффективном управлении государством достигается стабильное развитие банковской системы.

Конкретное содержание государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций формируется под воздействием ряда факторов:

макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

социально-экономические приоритеты развития общества;

совершенство законодательной базы;

степень независимости Национального банка Республики Беларусь от органов законодательной и исполнительной власти;

исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране. [15, с.23].

Согласно ст. 18 БК государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:

государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

лицензирования банковских операций;

установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

установления экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;

выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.

Банковское регулирование (надзор) может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор (рис. 1.1).

Теоретические основы государственного регулирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Механизм государственного регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения национального банка поведение коммерческих банков).

Национальный банк Республики Беларусь широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. [21, с.34].

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Национальным банком Республики Беларусь инструктивные материалы, базирующиеся на Банковском кодексе и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов. Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением банковского законодательства и инструкций национального банка. Государственное регулирование за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций может осуществляться в следующих формах:

анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Национальный банк Республики Беларусь;

проверка отдельных направлений деятельности или банка в целом представителем Национального банка — ревизия на месте;

проведение внешнего аудита аудиторской организацией, сведения о которой и ее аудиторское заключение представляются в Национальный банк Республики Беларусь.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Сосредоточив в своих руках все функции по регистрации и выдаче лицензий, перерегистрации, установлению экономических нормативов, надзору за деятельностью банков, применению санкций и прекращению их деятельности, Национальный Банк фактически является единственным распорядительным банковским органом в республике и единственным органом осуществляющим банковское регулирование и надзор. Объясняется это прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые происходили почти одновременно и в очень сжатые сроки.

Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов. [25, с.48].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций является необходимым атрибутом функционирования банковской системы Республики Беларусь, которое начинается на стадии создания и регистрации банка. Государственное регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством воздействия на банки Национального банка Республики Беларусь и законодательно закреплено в Банковском Кодексе Республики Беларусь и иных нормативно-правовых актах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой