Физическое развитие, умственная и физическая работоспособность, биологический возраст детей 11 и 12 лет г. Перми
Показатели субмаксимальной физической работоспособности у детей с разной массой тела в возрасте 11, 12 лет имеют различия в виде тенденций при сравнении уровня субмаксимальной физической работоспособности (этот показатель выше у детей с нормальной массой тела), уровня работоспособности рассчитанного на кг массы тела (этот показатель выше у детей с дефицитом массы тела). У мальчиков в возрасте 12… Читать ещё >
Физическое развитие, умственная и физическая работоспособность, биологический возраст детей 11 и 12 лет г. Перми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследования о формировании растущего организма имеют важное значение для дальнейшей разработки теории адаптации с онтогенетических позиций [2].
В настоящей работе мы запланировали оценить влияние недостатка массы тела на основные функциональные и адаптивные показатели детей 11, 12 лет. Обследование детей выполнено при поддержке гранда РГНФ «Определение биологического созревания, уровней умственной и физической работоспособности детей школьного возраста с разной массой тела» № 07−06−82 629 а/У.
Мы провели обследование 96 детей. О состоянии здоровья обследуемых детей судили по медицинским картам и данным предварительного медицинского осмотра. Для обследования приглашались дети, не имеющие противопоказаний к выполнению проб с нагрузкой. В соответствии с планом проекта составили группы детей 11 и 12 лет разного пола с нормальной массой тела и дефицитом массы тела.
Обследование включало в себя:
- 1. Измерение антропометрических показателей (рост стоя, масса тела, окружности грудной клетки в паузе, на вдохе, на выдохе, экскурсия грудной клетки, спирометрия, кистевая динамометрия).
- 2. Оценку умственной работоспособности c помощью тест-программы Л. М. Белозеровой (2001), в которую вошли следующие методики: определение кратковременной памяти по Мучнику-Смирнову, психической продуктивности по таблицам Анфимова, оценку способностей к классификации, толкованию пословиц, подбору синонимов и антонимов, исключению, ассоциативному мышлению, оценку объемов простого и сложного внимания. На основе результатов обследования рассчитывали, предложенную Л. М. Белозеровой (2001) общую умственную работоспособность (ОУР).
- 3. Измерение физической работоспособности (ФР) методом степэргометрии с нарастающей прерывистой нагрузкой до достижения субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений или появления общепринятых противопоказаний.
- 4. Оценку биологической зрелости детей по физической работоспособности (Белозерова Л.М., 2007).
Результаты исследований представлены в таблице.
При сравнении антропометрических показателей между детьми с нормальной массой тела и сниженной массой тела в одинаковых возрастных группах мы установили разницу в виде тенденций между массой тела, окружностями грудной клетки у мальчиков и девочек, силой мышц кистей у мальчиков. Показатели выше у детей с нормальной массой тела.
Показатели субмаксимальной физической работоспособности у детей с разной массой тела в возрасте 11, 12 лет имеют различия в виде тенденций при сравнении уровня субмаксимальной физической работоспособности (этот показатель выше у детей с нормальной массой тела), уровня работоспособности рассчитанного на кг массы тела (этот показатель выше у детей с дефицитом массы тела). У мальчиков в возрасте 12 лет различия по данным показателям приобретают существенное значение.
Мы не наблюдали различий в показателях общей умственной работоспособности у детей с нормальной массой тела и недостатком массы тела. антропометрический онтогенетический адаптация Несмотря на отсутствие принципиальный разницы в показателях физической работоспособности в большинстве обследованных групп, расчет биологического возраста по физической работоспособности показал достоверно разные уровни биологической зрелости детей 11 и 12 лет с нормальной массой тела и дефицитом массы тела. Биологический возраст мальчиков и девочек 11 и 12 лет с недостатком массы тела ниже, чем у детей с нормальной массой тела.
Исследователи [3] установили, что 79% детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием имеют недостаток массы тела, отклонения в физическом развитии и создают группу риска по здоровью и требуют активного дополнительно углубленного медицинского обследования.
Таким образом,.
- — у детей в возрасте 11 и 12 лет с недостатком массы тела замедлено биологическое созревание;
- — у мальчиков 12 лет появляется принципиальная разница в уровне физической работоспособности, что, вероятно, требует разных методических подходов к физическому воспитанию мальчиков;
- — одинаковый уровень показателей общей умственной работоспособности показывает возможность совместного обучения детей с нормальной массой тела и дефицитом массы тела.
Таблица. Показатели физического развития, умственной и физической работоспособности детей 11 и 12 лет.
Девочки 11 лет с недостатком массы. | Девочки 11 лет с нормальной массой тела. | Мальчики 11 лет с недостатком массы. | Мальчики 11 лет с нормальной массой тела. | Девочки 12 лет с недостатком массы. | Девочки 12 лет с нормальной массой тела. | Мальчики 12 лет с недостатком массы тела. | Мальчики 12 лет с нормальной массой тела. | |
Рост (см). | 147,6 ± 3,58. | 149,1 ± 2,25. | 147,3 ± 5,89. | 149,9 ± 1,95. | 153,7 ± 3,56. | 154,7 ± 2,92. | 150,5 ± 3,0. | 159,6 ± 2,46. |
Масса (кг). | 31,4 ± 1,9**. | 38,8 ± 1,8. | 31,8 ± 2,07**. | 41,7 ± 3,41. | 34,5 ± 1,06***. | 44,7 ± 3,12. | 33,7 ± 2,07***. | 48,8 ± 2,64. |
Окружность грудной клетки пауза. | 65,0 ± 1,58. | 71,12 ± 1,18. | 65,33 ± 0,41. | 73,0 ± 2,14. | 71,0 ± 2,45. | 74,54 ± 2,19. | 67,25 ± 1,28. | 76,62 ± 1,88. |
Окружность грудной клетки вдох. | 69,2 ± 1,71. | 75,53 ± 1,23. | 70,67 ± 0,82. | 78,56 ± 1,98. | 75,33 ± 2,04. | 79,23 ± 2,33. | 73,0 ± 1,7. | 82,23 ± 2,15. |
Окружность грудной клетки выдох. | 64,2 ± 1,67. | 70,18 ± 1,13. | 65,0 ± 0,71. | 71,78 ± 2,09. | 69,67 ± 2,94. | 73,62 ± 2,12. | 66,25 ± 0,73. | 75,62 ± 1,97. |
Экскурсия грудной клетки (см). | 5,0 ± 0,35. | 5,35 ± 0,32. | 5,67 ± 0,41. | 6,78 ± 0,66. | 5,67 ± 1,08. | 5,62 ± 0,28. | 6,75 ±0,73. | 6,62 ± 0,45. |
Спирометрия (мл). | 1620 ± 138,0. | 1671 ± 85,59. | 2000 ± 244,9. | 1978 ± 148,7. | 1533 ± 227,3. | 1723 ± 122,0. | 2000 ± 205,5. | 2185 ± 137,9. |
Динамометрия правой кисти (кг). | 11,6 ± 2,33. | 13,1 ± 0,85. | 13,0 ± 1,87. | 15,2 ± 1,42. | 12,3 ± 0,41. | 13,9 ± 1,56. | 16,3 ± 1,72. | 19,1 ± 1,43. |
Динамометрия левой кисти (кг). | 12,2 ± 2,33. | 11,7 ± 0,81. | 12,0 ± 2,45. | 14,1 ± 1,2. | 12,0 ± 1,22. | 14,2 ± 1,7. | 16,0 ± 1,05. | 18,5 ± 1,76. |
ФР (кгм/мин). | 360,0 ± 27,39. | 394,1 ± 18,69. | 400,0 ± 9,03. | 488,9 ± 32,81. | 400,0 ± 12,33. | 430,8 ± 18,2. | 425,0 ± 28,87*. | 538,5 ± 40,03. |
ФР/кг массы тела. | 11,52 ± 0,81. | 10,49 ± 0,69. | 12,64 ± 0,87. | 11,93 ± 0,62. | 11,6 ± 0,36. | 10,23 ± 0,67. | 12,92 ± 0,53**. | 11,04 ± 0,57. |
Частота сердечных сокращений. | 168,8 ± 0,89. | 169,6 ± 0,97. | 171,3 ± 5,72. | 170,9 ± 2,69. | 176,3 ± 3,9. | 170,7 ± 1,27. | 167,5 ± 2,33. | 170,5 ± 1,3. |
АД систолическое. | 110,0 ± 6,48. | 118,9 ± 2,38. | 114,7 ± 5,72. | 126,2 ± 4,28. | 113,3 ± 6,68. | 122,3 ± 4,27. | 118,8 ± 7,23. | 126,6 ± 4,06. |
АД диастолическое. | 55,6 ± 5,89. | 61,2 ± 2,91. | 66,0 ± 2,83. | 65,6 ± 5,93. | 64,0 ± 1,41. | 62,1 ± 3,16. | 60,0 ± 2,83. | 58,3 ± 3,81. |
Непосредственная память. | 4,83 ± 0,41. | 4,95 ± 0,15. | 5,61 ± 1,16. | 4,64 ± 0,21. | 4,83 ± 0,01. | 4,81 ± 0,11. | 5,04 ± 0,2. | 4,87 ± 0,2. |
Оперативная память. | 4,63 ± 0,57. | 4,03 ± 0,29. | 3,95 ± 0,95. | 4,02 ± 0,41. | 4,61 ± 0,27. | 4,24 ± 0,29. | 4,5 ± 0,5. | 4,05 ± 0,4. |
Индекс кратковременной памяти. | 9,17 ± 1,33. | 7,5 ± 0,76. | 6,73 ± 1,72. | 7,75 ± 1,09. | 9,03 ± 0,77. | 8,12 ± 0,79. | 8,61 ± 1,36. | 7,61 ± 1,02. |
Индекс продуктивности. | 1,51 ± 0,06. | 1,55 ± 0,03. | 1,58 ± 0,06. | 1,49 ± 0,03. | 1,52 ± 0,06. | 1,56 ± 0,04. | 1,57 ± 0,04. | 1,54 ± 0,04. |
Психическая продуктивность. | 47,74 ± 2,62. | 45,54 ± 2,73. | 38,18 ± 13,87. | 36,39 ± 3,84. | 49,08 ± 5,78. | 48,65 ± 2,78. | 48,28 ± 6,72. | 45,0 ±3,95. |
Количество ошибок на 500 знаков. | 11,98 ± 3,73. | 14,26 ± 2,79. | 18,25 ± 3,18. | 15,81 ± 2,28. | 8,46 ± 1,66. | 12,79 ± 4,27. | 11,3 ± 3,03. | 12,87 ± 1,89. |
Количество ошибок на 200 знаков. | 6,87 ± 3,19. | 8,94 ± 1,1. | 11,11 ± 1,76. | 9,9 ± 2,05. | 5,79 ± 0,61. | 8,29 ± 2,28. | 8,29 ± 2,4. | 7,47 ± 1,22. |
Классификации. | 13,4 ± 1,09. | 14,96 ± 0,67. | 14,33 ± 3,19. | 14,78 ± 1,34. | 14,0 ± 3,74. | 15,46 ± 1,0. | 13,5 ± 1,92. | 14,46 ± 1,56. |
Толкование пословиц. | 2,8 ± 0,22. | 2,65 ± 0,26. | 3,0 ± 0,71. | 1,89 ± 0,33. | 2,67 ± 0,82. | 2,269 ± 0,25. | 3,25 ± 0,29. | 2,85 ± 0,35. |
Метод исключения. | 8,2 ± 0,89. | 6,53 ± 0,51. | 6,67 ± 1,63. | 6,11 ± 0,82. | 7,33 ± 0,82. | 8,08 ± 0,43. | 8,5 ± 0,33. | 8,0 ± 0,51. |
Синонимы, антонимы. | 0,6 ± 0,1. | 0,8 ± 0,1. | 0,7 ± 0,4. | 0,7 ± 0,2. | 0,7 ± 0,1. | 0,08 ± 0,1. | 0,8 ± 0,1. | 0,6 ± 0,1. |
Ассоциации. | 10,6 ± 0,27. | 11,4 ± 0,71. | 10,3 ± 1,47. | 10,6 ± 1,15. | 12,0 ± 1,22. | 13,4 ± 0,98. | 11,8 ± 0,55. | 11,3 ± 0,54. |
Объем простого внимания. | 2,34 ± 0,26. | 2,07 ± 0,15. | 1,25 ± 0,09. | 1,61 ± 0,17. | 2,38 ± 0,21. | 2,24 ± 0,15. | 2,33 ± 0,39. | 2,14 ± 0,16. |
Объем сложного внимания. | 9,6 ± 1,3. | 9,59 ± 0,68. | 11,33 ± 1,78. | 9,33 ± 1,36. | 9,33 ± 1,08. | 10,92 ± 0,55. | 10,25 ± 0,87. | 11,54 ± 0,48. |
ОУР (усл.ед). | 96,57 ± 2,03. | 88,42 ± 3,16. | 74,27 ± 22,09. | 73,52 ± 6,59. | 103,19 ± 12,91. | 93,84 ± 0,94. | 98,14 ± 8,06. | 92,67 ± 6,07. |
Биологический возраст (усл.г.). | 9,67 ± 0,38**. | 11,03 ± 0,33. | 10,54 ± 0,3***. | 12,59 ± 0,48. | 10,61 ± 0,34**. | 11,97 ± 0,38. | 11,09 ± 0,43**. | 13,54 ± 0,48. |
Примечание: * Р < 0,05, ** Р — < 0,01, *** - Р < 0,001 — достоверность различий с величиной показателя между детьми с разной массой тела в одной возрастной группе.
Резюме
Дана оценка показателей физического развития, умственной и физической работоспособности детей с нормальной массой тела и дефицитом массы тела в возрасте 11−12 лет. Антропометрические показатели: рост стоя, масса тела, окружности грудной клетки, спирометрия, кистевая динамометрия. Тест-программа оценки умственной работоспособности предложена Л. М. Белозеровой (2001). Физическую работоспособность измеряли методом степэргометрии со ступенеобразно нарастающей нагрузкой до достижения субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений. В возрасте 11, 12 лет дети с разной массой тела имеют различия в виде тенденций по таким показателям: окружности грудной клетки, кистевая динамометрия у мальчиков, и уровень субмаксимальной физической работоспособности у 12-летних мальчиков. Показатели общей умственной работоспособности у детей с разной массой тела достоверно не отличаются. У детей в возрасте 11 и 12 лет с недостатком массы тела замедлено биологическое созревание.
Ключевые слова: физическое развитие, умственная работоспособность, физическая работоспособность, биологический возраст.
- 1. Белозерова Л. М. Работоспособность и возраст: Том избранных трудов / Л. М. Белозерова. — Пермь, 2001. — 328 с.
- 2. Белозерова Л. М. Поперечные и продольные исследования физического здоровья детей и подростков: Монография / Л. М. Белозерова, Л. Н. Власова. — Пермь, 2007. — 98 с.
- 3. Кривощеков С. Г., Гребнева Н. Н. // Физиология человека — 2000. — Т. 26, № 2 — С. 93−98.
- 4. Соколов А. Я., Шеверева Ю. Р. // Гигиена и санитария — 2003. — № 4. — С. 40−41.