Введение.
Компьютеризация аптечной службы Республики Беларусь
Сфера обращения лекарственных средств представляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов, осуществляющих деятельность в области разработки, исследования, производства, изготовления, хранения, упаковки, перевозки, государственной регистрации, стандартизации, контроля качества, продажи, маркировки, рекламы, применения и уничтожения ЛС с истекшим сроком годности и др. В процессе использования… Читать ещё >
Введение. Компьютеризация аптечной службы Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для предприятий фармации сегодня довольно актуальна проблема внедрения информационных технологий, обеспечивающих быстрый доступ к профессиональной и справочной информации лекарственных средствах и субъектах фармацевтического рынка, обрабатывающих большие объемы коммерческой информации, позволяющих ориентироваться в рыночной среде, реагировать на колебания спроса и предложения, прогнозировать объемы закупок и поставок, осуществлять маркетинговый анализ.
Это наиболее современные тенденции: увеличение коммерческого сегмента в аптечном бизнесе, усиление конкуренции, рост сетевой розницы, которые приводят к тому, что для нормального функционирования и развития аптеки уже не могут обойтись без использования такого инструмента, как ИТ.
Условные обозначения:
ЛСлекарственные средства;
ИТинформационные технологии;
ЭВМэлектронно-вычислительные машины.
Этапы развития информационных технологий в сфере обращения ЛС
Сфера обращения лекарственных средств представляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов, осуществляющих деятельность в области разработки, исследования, производства, изготовления, хранения, упаковки, перевозки, государственной регистрации, стандартизации, контроля качества, продажи, маркировки, рекламы, применения и уничтожения ЛС с истекшим сроком годности и др. В процессе использования вычислительной техники и развития информационных технологий в сфере обращения ЛС условно можно выделить несколько этапов.
I этап (конец 60-х — начало 70-х годов) характерен проблемой обработки больших объемов данных. При выполнении большого количества рутинных операций делалась ставка на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров (рис 1.).
Разработка автоматизированных систем в сфере обращения ЛС началась с создания автоматизированной подсистемы планирования медикаментозного обеспечения и управления аптечным хозяйством страны (подсистема ГАПУ) как составной части ОАСУ Здравоохранение.
С помощью этой подсистемы решались такие комплексные задачи, как планирование лекарственного снабжения, планово-финансовые вопросы, бухгалтерский учет, для разных уровней управления аптечным хозяйством. Основная цель создания Подсистемы ГАПУ — повышение эффективности и качества управления лекарственным обеспечением населения. Функционирование подсистемы обеспечивало автоматизированную обработку документации аптек, ведение машинного учета движения и запасов ЛС в аптеке, возможность анализа потребления и планирования потребности в них для каждого отделения больницы. В результате проведенных исследований была создана автоматизированная система поиска информации о ЛС — АИПС Лекарственные средства. Система помогала врачу наиболее правильно выбрать необходимое ЛС, затратив на поиск информации минимальное время. При этом врач наиболее полно использовал весь имеющийся в аптеке ассортимент. Система позволяла не допускать ошибок в назначении ЛС.
Одной из наиболее фундаментально проработанных информационно-поисковых систем явилась ОАИПС Лекарство с лингвистическим обеспечением, представлявшим собой комплекс информационно-поисковых языков различного типа. Наработки в рамках создания ОАИПС Лекарство были ориентированы на автоматизацию сбора первичной информации на рабочих местах, что обусловливало возможность использования системы в качестве базы при разработке отраслевой АИПС аналитической службы.
Таким образом, справочно-информационный фонд по ЛС АИПС Лекарственные средства явился направлением автоматизации обработки, хранения и ведения массивов фармацевтической информации практически на всех уровнях автоматизированных систем управления в аптечной службе. В результате была создана автоматизированная подсистема планирования медикаментозного обеспечения и управления аптечным хозяйством страны .
II этап процесса использования ЭВМ и программных продуктов в сфере обращения ЛС приходится на 1975—1990 гг. На этом этапе используется как централизованная, так и децентрализованная обработка данных, базирующаяся на решении локальных задач, работе с базами данных на рабочем месте пользователя (рис. 2).
В 1990 г. утверждается программа компьютеризации аптечной службы на всех уровнях управления на период 1990—1995 гг. Генеральной целью программы был переход на качественно новый уровень управления лекарственным обеспечением за счет создания и ввода в действие единой автоматизированной системы управления.
С изменением экономической ситуации меняется состав и статус структур аптечной службы. В этих условиях аптечным структурам и складам приходится самостоятельно собирать информацию о состоянии фармацевтического рынка, анализировать ее и принимать соответствующие управленческие решения.
В последние десятилетия особенно остро встала проблема полного и своевременного информационного обеспечения специалистов и всех участников лекарственного рынка.
Наиболее качественно выполнить задачи информационного обеспечения позволил III этап развития информационных технологий в сфере обращения ЛС.
III этап (начало 90-х годов по настоящее время) ознаменовался формированием фармацевтического электронного бизнеса, основанного на технологиях межорганизационных связей и информационных систем (рис. 3). Новые экономические условия потребовали использования единой системы классификации и кодирования информации, перехода на единые коды. Поэтому были разработаны требования для внедрения системы штрихового кодирования ЛС. По опыту зарубежных авторов каталог ЛС систематически актуализировался.
Интерактивный бизнес, построенный на совместных действиях бизнесмена и компьютера либо иного автоматизированного средства связи по обмену информацией, все активнее внедряется в фармацию. Отдельными авторами показана возможность контроля за выполнением государственного заказа по закупкам с использованием электронной торговой площадки. Представляет интерес новый вид фармацевтической деятельности — продажа ЛС через Интернет при помощи виртуальных (электронных) аптек.
Таким образом, преобразования в управленческом мышлении и способах ведения бизнеса, основанные на использовании ИТ, коснулись и такой отрасли, как фармация. Дальнейшее внедрение ИТ для всех субъектов фармацевтического рынка будет способствовать созданию единой сети медико-фармацевтической информации, что позволит повысить уровень фармацевтической помощи. [1].