Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ самочувствия диспетчеров железнодорожного транспорта в зависимости от условий и режимов труда и отдыха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной работе представлен социально-гигиенический анализ самочувствия диспетчеров в зависимости от их условий и режимов труда и отдыха. Такая постановка задачи связана с тем, что самочувствие диспетчеров является отражением тех функциональных или патологических изменений, которые происходят в организме в результате производственной деятельности, а его надежность в значительной степени… Читать ещё >

Анализ самочувствия диспетчеров железнодорожного транспорта в зависимости от условий и режимов труда и отдыха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Надежность работы диспетчера в системе безопасности движения железнодорожного транспорта существенно зависит от его самочувствия, работоспособности и здоровья.

В данной работе представлен социально-гигиенический анализ самочувствия диспетчеров в зависимости от их условий и режимов труда и отдыха. Такая постановка задачи связана с тем, что самочувствие диспетчеров является отражением тех функциональных или патологических изменений, которые происходят в организме в результате производственной деятельности, а его надежность в значительной степени определяется рациональностью условий и режимов труда и отдыха.

Для проведения исследований была разработана специальная анкета, в которой вопросы касались самочувствия диспетчеров, особенностей условий и режимов их труда и отдыха. Всего было опрошено 105 поездных диспетчеров и 87 другого профиля (локомотивные диспетчеры, диспетчеры-вагонораспеделители и др.).

Установлено, что значительная часть диспетчеров изучаемых групп (92,9% и 51,7%) к концу смены предъявляет жалобы астено-невротического характера: усталость, головную боль, слабость, нарушение сна и др.

При этом обращает на себя внимание наличие жалоб, свидетельствующих о снижении надежности диспетчера: снижение внимания, рассеянность, сонливость, раздражительность, которые чаще предъявляются к концу рабочей смены, в большей степени ночной.

Ухудшение самочувствия в течение рабочей смены 96% опрошенных связывает с неблагоприятным воздействием факторов производственной среды и трудового процесса.

При этом 2/3 диспетчеров связывает возникновение усталости и ухудшение самочувствия с воздействием шума, отмечая его мешающее и раздражающее действие, а также с необходимостью длительной работы за компьютером и длительного сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса, что в сочетании с большой ответственностью обусловливает высокую напряженность труда.

Характеризуя динамику своего самочувствия в течение рабочей смены, 32% поездных диспетчеров отмечает, что субъективное ощущение развития утомления появляется после 6 часов, а у 60% - после 8−10 часов работы; у диспетчеров в группе сравнения утомление (усталость) после 6 часов работы отмечается в 2 реже (17,6% опрошенных), а 82,3% - указывают на более позднее возникновение — через 10−11 часов. Улучшение самочувствия после окончания работы отмечают 41% поездных диспетчеров и 57% диспетчеров в группе сравнения, остальные — в нерабочие дни и в отпускной период.

Частота жалоб на ухудшение самочувствия в связи с неудовлетворительными условиями труда возрастает с увеличением стажа работы диспетчеров: при стаже 10 лет и более жалобы на ухудшение самочувствия отмечались в 1,5 раза чаще, чем при стаже до 3-х лет (соответственно 48,8% и 34,8%). самочувствие диспетчер отдых труд Большинство из предъявляемых жалоб на ухудшение самочувствия к концу рабочей смены свидетельствует о развитии у диспетчеров выраженного утомления и снижения их работоспособности.

Сопоставление частоты жалоб среди диспетчеров, связывающих ухудшение своего самочувствия с воздействием неблагоприятных производственных факторов, и среди лиц, не отмечающих такой связи, позволяет в определенной степени судить о наличии причинно-следственной зависимости изучаемого явления.

Проведенная специальная обработка показала, что диспетчеры, отмечавшие дискомфорт в связи с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса в 1,5−2,5 раза чаще предъявляют жалобы на усталость (соответственно 98,1% и 62,8%), головные боли (58,1% и 24,85), нарушения сна (38,9% и 18,8%), боли в пояснице (78,1% и 38,3%), раздражительность (67,1% и 32,8%).

Специфические особенности профессиональной деятельности диспетчеров исследуемых групп, связанные с непрерывностью производственного процесса, величиной и распределением во времени (информационной нагрузкой и ответственностью за обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, а также производственно-бытовые условия (отсутствие оборудованного помещения для отдыха и приема пищи)) накладывают отпечаток на организацию и характер их питания как в дневные, так и в ночные смены. При этом, 95% опрошенных отмечают, что в связи с отсутствием в течение смены фиксированного времени обеденного перерыва и внутрисменных перерывов для отдыха, они питаются бессистемно, по ситуации, в стихийно образующиеся кратковременные (до 10 минут) технологические перерывы.

Таким образом, результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что диспетчеры предъявляют значительное количество разнообразных жалоб, свидетельствующих о негативном влиянии условий и характера их труда на самочувствие и работоспособность.

Среди поездных диспетчеров частота этих жалоб в 1,2−7 раз больше, чем в группе других диспетчеров. По-видимому, это обусловлено более интенсивным воздействием на них факторов производственной среды и большим объемом информационной нагрузки и, как следствие, большей напряженностью их труда. Полученные данные об оценке диспетчерами своего самочувствия согласуются с результатами гигиенических исследований и оценки условий их труда, что свидетельствует об информативности метода анкетного опроса при изучении и оценке влияния условий труда на работников операторского профиля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой