Классификация игр.
Теория игр
Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра — технологический способ обучения. По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные… Читать ещё >
Классификация игр. Теория игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Игры классифицируются «по содержательному признаку», этот подход предложили Е. И. Добринский и Э. В. Соколов:
- · (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); игра осмысленный деловой
- · «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
- · «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).
Можно делить все игры детей и взрослых на три большие группы:
- 1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.
- 2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
- 3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил. Каждый блок или вид игр различают по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д.По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры и т. п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вид.
Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:
- · собственно детские игры всех видов;
- · игры-празднества, игровые праздники;
- · игровой фольклор;
- · театральные игровые действа;
- · игровые тренинги и упражнения;
- · игровые анкеты, вопросники, тесты;
- · эстрадные игровые импровизации;
- · соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
- · свадебные обряды, игровые обычаи;
- · мистификации, розыгрыши,
- · сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.
Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра — технологический способ обучения.
Игры различают также по:
- · По времени проведения. Есть сезонные игры или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
- · По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т. д.), игры на празднике, игры на эстраде.
- · По количеству участников различаются одиночные, индиви дуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.
- · По составу участников.
- · По возрасту, полу и т. д.
Классификация игр дает основание уточнить системы соподчиненных игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно.