Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Цели и принципы кадровой политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания — возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям… Читать ещё >

Цели и принципы кадровой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для рассмотрения проблем кадрового обеспечения деятельности органов государственной власти необходимо сформулировать целевое представление о целях работы с персоналом в органах государственной власти.

В настоящее время нормативно — в рамках Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — фиксируются следующие основные положения о деятельности кадровой службы государственного органа:

  • 1) обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации, прохождения испытаний;
  • 2) оформление кадровых решений и ведение кадровой документации;
  • 3) консультирование госслужащих по правовым вопросам и ограничениям, связанным с прохождением государственной службы;
  • 4) анализ уровня профессиональной подготовки и организация переподготовки и повышения квалификации и т. д.

Цели любой деятельности должны определяться, исходя из сформулированных стратегических видений с учетом технологического и ресурсного обеспечения (таблица 1).

Таблица 1 — Кадровые цели.

1 группа целей.

2 группа целей.

3 группа целей.

4 группа целей.

повышение качества работы государственного аппарата и госслужащих.

повышение престижности государственной службы, формирование в обществе специфической мотивации вступления на государственную службу.

формирование доверия к государственной службе России в целом и к госслужащим, в частности.

формирование корпоративной философии государственной службы, предусматривающие, в том числе, осознание глубокой взаимозависимости от общества, конкретных граждан — потребителей услуг госаппарата и госслужащих.

Конкретизируя вышеуказанные цели, представленные в таблице, можно сформулировать более конкретные принципы работы с персоналом, описывающие кадровые технологии, которые могут быть использованы для достижения целей.

По 1 группе целей — повышение качества работы государственного аппарата и госслужащих:

а) создание конкурентной среды внутри государственного аппарата (может.

быть с привлечением коммерческих организаций) за реализацию части функций, при сохранении общности условий деятельности и вознаграждения;

б) высокая инновационность, разработка новых технологий и внедрение современной техники.

По 2 группе целей — повышение престижности государственной службы:

а) высокий общественный статус государственного служащего, который может достигаться жесткостью отбора, созданием внутренней конкуренции,.

исключительностью образования, которое должно даваться только уже принятым на государственную службу, величиной материального вознаграждения, элитарностью, закрытостью «клана» госслужащих, получением общенародной известности лучшими госслужащими, не занимающими политические посты;

  • б) стабильность общественного положения, которая может быть достигнута реализацией реальных социальных гарантий и введением системы пожизненного найма;
  • в) исключительность карьеры, что может обеспечиваться приоритетами для занятия определенных постов и реализации определенных видов деятельности (например, управление стратегически значимыми областями экономики и предприятиями), спланированностью и предсказуемостью, а также, при желании исполнителя, возможностью смены направления деятельности, оставаясь в рамках государственной службы;
  • г) открытость конкурса при приеме на государственную службу, достигаемую широким информированием о проходящих наборах, созданием сети кадровых служб государственной службы, ориентированных на раннее информирование молодежи о возможностях карьеры на государственной службе, отбор талантливой молодежи и включения ее в корпоративные учебные программы.

По 3 группе целей — формирование доверия к государственной службе России:

  • а) открытость деятельности государственных органов и конкретных государственных служащих — в частности, это может быть достигнуто введением системы общественного контроля над деятельностью госаппарата, проведением регулярных брифингов по этой теме, созданием особых механизмов сбора обратной связи о деятельности государственной службы («горячей линии» или «открытого телефона»);
  • б) демократизация работы госаппарата, а именно разработка строгой нормативной базы, доведение нормативной базы до каждого потребителя услуг госаппарата, строгое соблюдение сформулированных норм и правил, открытость наказаний за их нарушения, влекущее за собой не просто взыскание, а пожизненную потерю государственной должности и даже, поражение в части общественных прав.

По 4 группе целей — формирование корпоративной философии государственной службы, воплощающей представление о глубокой взаимосвязи «философии общей судьбы» государственной службы и потребителей ее услуг:

  • а) тесная связь с гражданским обществом, предполагающая глубокую включенность, партнеров органов государственной власти и широких масс граждан в формирование нормативных актов, регламентирующих деятельность государственной службы;
  • б) общественный контроль, предполагающий открытость конкурсных и оценочных процедур, путем широкого привлечения к работе конкурсных и аттестационных комиссий представителей общественности, партнеров госорганов, введения обязательности внешнего отзыва при оценке индивидуальной деятельности госслужащих.

Также принципы управления персоналом подразделяются на общие и частные.

К общим принципам управления относятся: целенаправленность, разделение труда, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование, иерархичность (рисунок — 1).

Рисунок 1 — Общие принципы управления персоналом Принцип целенаправленности управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. При этом выделяются основная цель на базе миссии организации и цели-средства, необходимые для ее достижения. Цели управления должны быть нагруженными, но реальными, достижимыми. Определяться они должны предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип разделения труда применительно к управлению предполагает выделение уровней управления и специализацию отдельных работников на выполнение соответствующих функций. Так, на промышленном предприятии можно выделить следующие уровни управления: мастера, начальника участка, начальника цеха, директора. На каждом из этих уровней решаются свои задачи, что позволяет сделать управленческий труд более эффективным. Например, мастер освобождается от задач, решаемых директором предприятия, и, наоборот.

Дисциплина подразумевает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений, а также ответственность каждого исполнителя за порученное ему дело. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительной дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала — от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина должна не стеснять инициативу работников, способствовать творческому отношению к работе. Только при условии наличия дисциплины можно обеспечить четкую и слаженную работу всех подразделений организации и направить их усилия на достижение поставленных целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания — возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становится причиной ликвидации организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Этот принцип связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастанием популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, для обеспечения необходимой компетенции.

Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результате труда, моральное — на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, причастности, успехе и т. д. Стимулирование неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Оно включает в себя также использование моральных стимулов и мотиваций и справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя остальные принципы управления, так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

К числу частных принципов управления персоналом относят:

  • 1) полное доверие к сотрудникам;
  • 2) уделение главного внимания в управлении людям и их инициативе;
  • 3) определение результатов работы организации сплоченностью коллектива;
  • 4) максимальное делегирование полномочий исполнителя;
  • 5) систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда и т. п.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой