Аудит дебитрской задолженности
Понятие аудита шире, чем понятие ревизии и контроля, так как в него входят не только проверка достоверности финансовых показателей, но и разработка предложений по улучшению хозяйственной деятельности для рационализации расходов и оптимизации доходов на научной основе. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, осуществляемую на основе договора, включая проверку состояния… Читать ещё >
Аудит дебитрской задолженности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и сущность аудита
Термин аудит произошел более двух тысяч лет назад от латинского слова «audio», что в переводе означает «он слышит» или «выслушивающий». В сфере хозяйственной деятельности и государственного управления многих стран Европы аудитором называли служащего, выслушивающего устные отчеты должностных лиц. Первоначально устная форма отчета практиковалась из-за малочисленности грамотных людей. Но уже в средневековье люди полагали, что устная форма отчета лучше письменной. Они считали, что любой документ можно подделать, а солгать, когда на тебя смотрят строгие глаза контролера — аудитора, невозможно или, по крайне мере значительно сложнее. [19, 41,44].
Развитие хозяйственной деятельности потребовало новых форм контроля качества учета и достоверности отчетности, а экономические перемены XVI — XVII веков, которые характеризовались ростом городов, фабрик и расширением торговли вызывали появление новых подходов к учету и аудиту.
В ХХ столетии заметно усилилась тенденция глобализации мировой экономики и бизнеса, что вызвало создание крупных транснациональных организаций бухгалтеров и аудиторов. Особое значение для развития профессионального аудита имеет деятельность таких международных и региональных организаций как Комитет по международным стандартам учета (IASC — основан в 1973 г.), Международная федерация бухгалтеров (IFAK — создан в 1977 г.), Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ — в 1953 г.), Межправительственная группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ISARХ, созданная в 1979 году ООН и другие). Все эти новшества показывают постепенное расширение сферы и масштабов аудита. Поэтому в развитых странах, таких как США и Великобритания сформировались разнообразные системы независимого аудитора, необходимость совершенствования которых диктовалась растущим спросом на надежную финансовую информацию о деятельности организации со стороны многочисленных кредиторов, инвесторов и прочих заинтересованных пользователей.
Следующее определение аудита дал Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям бухгалтерского учета: «Аудит — системный процесс получения оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям» [18, 8−31].
В классическом понимании аудит — внешний независимый контроль, осуществляемый независимыми аудиторами, не работающими на данном предприятии.
В нашей стране аудит — это сравнительно новое направление финансового контроля и экономического анализа деятельности акционерных обществ, товариществ и прочих организаций. Аудит является творческим развитием контроля. Он не отменяет, а дополняет формы и виды экономического контроля.
Аудиторство не равнозначно нашим понятиям экономического анализа, документальной комплексной ревизии, счетной проверки баланса или судебно-бухгалтерской экспертизы, несмотря на то, что при осуществлении своих задач аудиторы пользуются процедурами названных и других областей учетной политики контрольно — аналитической практики. Как отмечает известный ученый Я. В. Соколов, цель ревизии — устранение недостатков и искоренение зла, цель аудита — сокращение недостатков и ограничение зла. [17,7].
Понятие аудита шире, чем понятие ревизии и контроля, так как в него входят не только проверка достоверности финансовых показателей, но и разработка предложений по улучшению хозяйственной деятельности для рационализации расходов и оптимизации доходов на научной основе. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, осуществляемую на основе договора, включая проверку состояния бухгалтерского учета, внутреннего контроля и финансовой отчетности, а также консультирование в целях недопущения нерациональных расходов, повышение эффективности использования ресурсов и увеличения доходов организаций.
Для проведения аудита необходимо всесторонне изучить широкий круг вопросов, чтобы получить достоверную информацию о состоянии дел в конкретной отрасли и компании.
Аудит — это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по ведению бизнеса, и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.
Цель аудита — конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. [19,50] Правило (стандарт) аудиторской деятельности определяет цели аудита бухгалтерской отчетности следующим образом: целями аудита бухгалтерской отчетности является формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях.
Существует множество определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита. Правило (стандарт) аудиторской деятельности следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.
Существует две формы аудита: обязательный и инициативный. [8,7] Аудит может проводится в отношении любых юридических лиц, независимо от их организационно — правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
При аудите различных хозяйственных операций проверяется достоверность, законность и целесообразность их проведения на основании документов, в которых они отражены. Аудиторская проверка осуществляется: по форме и содержанию, встречной проверкой, взаимной проверкой операций и документов, аналитическими и логическими приемами. [17,512].
Первый Закон «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» был принят Верховным Советом 18 октября 1993 г., а 6 мая 1994 года на 1 съезде аудиторов страны был зарегистрирован Устав палаты аудиторов. В Законе Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» дано определение об аудиторской организации, под которой понимается коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно-правовой форме, за исключением акционерного общества открытого типа, производственного кооператива и государственного предприятия [2,4].
К важнейшим задачам аудита относятся:
- — проверка обоснованности формирования издержек производства по элементам затрат и калькуляционным статьям в бухгалтерском учете и отчетности;
- — изучение правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, а также отчетными периодами;
- — проверка обоснованности разграничения источников возмещения различных расходов за счет себестоимости, прибыли, фондов или резервов;
- — установление достоверности отчетных показателей себестоимости продукции;
- — выявление резервов снижения себестоимости продукции [9,18−30].
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две функции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовом отчете информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.
Кроме этого аудиторы выполняют также консультационную, информационную и другие функции.
Планирование — это разработка стратегии и подхода к ожидаемому характеру, срокам и объему аудита. Аудитору необходимо тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это даст ему.
- а)возможность получить достаточное количество свидетельств оположении дел клиента;
- б)поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
- в)позволит избежать недоразумений с клиентом.
Руководством по планированию аудита является МСА-300 «Планирование». Получение достаточного количества свидетельств весьма важно для аудиторской фирмы, если она хочет свести к минимуму правовые обязательства и сохранить хорошую репутацию среди представителей своей профессии. Сохранение затрат в рамках разумного помогает фирме сохранять конкурентоспособность и не терять своих клиентов при условии, что фирма зарекомендовала себя высоким качеством исполнения своих обязанностей. Избегать недоразумений с клиентом важно потому, что это обеспечивает хорошие взаимоотношения с ним, а также способствует качественному выполнению работ по взаимоприемлемой стоимости.
При планировании важно обозначить цели аудита, т.к. это сразу ознакомит клиента с тем, зачем аудитор пришел в организацию и какую пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недочетов в бухгалтерской или вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению их в дальнейшем. Это сразу позволит установить достаточно доверительные отношения с клиентом и получить доступ к необходимой информации. Для эффективного планирования аудита до написания письма-соглашения и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством организации основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
Планирование аудиторской проверки производится в три этапа (Приложение № 17):
- 1-й этап — аудитор проводит предварительное планирование, которое производится на стадии выбора клиента. По результатам этой работы аудиторская фирма вообще может отказаться от проведения аудита, если обнаружится высокий уровень неотъемлемого риска;
- 2-й этап — разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудиторской проверки;
- 3-й этап — составляется аудиторская программа, определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. [19,150]
Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы и часто (если это целесообразно) — в офисе клиента. При предварительном планировании аудиторская фирма осуществляет принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей и составление письменного соглашения.
Предварительное планирование включает в себя:
- а)сбор общих сведений;
- б)сбор информации о правовых обязательствах клиента;
- в)оценка существенности и аудиторского риска (неотъемлемыйриск, риск контроля, риск необнаружения).
Прежде чем принять предложение нового клиента, большая часть аудиторских фирм собирает сведения о данной компании, чтобы определить, приемлемо ли ее предложение. По возможности, необходимо оценить репутацию предполагаемого клиента в деловых кругах, прочность его финансового положения и его взаимоотношения с предыдущей аудиторской фирмой. Если будущий клиент ранее пользовался аудиторскими услугами другой аудиторской фирмы, то аудиторская фирма может войти в контакт со своим предшественником. В ходе общения с предшествующим аудитором аудиторская фирма может выяснить, например, что клиент не совсем честен или постоянно вступает в конфликты по поводу принципов учета, аудиторских процедур либо размеров гонорара и т. п.
В связи с тем, что «Кодекс профессиональной этики» требует конфиденциальности, аудиторская фирма должна получить согласие клиента на связь со своим предшественником. Если клиент не дает согласия аудиторской фирме на такой контакт и если предшественник не дает исчерпывающего ответа на запрос аудиторской фирмы, то ей надлежит серьезно обдумать вопрос о том, имеет ли смысл браться за предлагаемую работу, не проделав предварительно более глубоких исследований.
Учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, документирование результатов этого этапа необходимо.
Процесс планирования достаточно трудоемок: разработка общего плана аудита и составление аудиторской программы могут занимать до 1/3 времени, затраченного на проведение всего аудита. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.
При планировании аудита должны быть соблюдены его общие принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимной увязки и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования со сроками. Это бывает достаточно сложно сделать, если проверяется организация, имеющая филиалы, представительства, дочерние организации. При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения клиента, в течение года аудиторской фирме следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности организации и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской фирме следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской фирмой. [22,144].
Порядок составления аудиторского отчёта а) Формы аудиторского отчета.
Аудиторский отчет — это официальный документ, выдаваемый аудиторской организацией (аудитором) клиенту, в котором отражается мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности. Аудиторский отчет является неотъемлемой частью финансовой отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту. [19, 68].
В Законе «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998 г. указано, что аудиторский отчет должен составляться в соответствии со стандартами аудита. Порядок составления аудиторского отчета регулируется МСА-700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности».
Аудитор выражает мнение в одной из форм аудиторского отчета: мнение без оговорок, мнение с оговорками, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
Мнение без оговорок должно быть выражено в том случае, «когда аудитор приходит к выводу о том, что финансовая отчетность дает правдивое и достоверное отражение (или представлена достоверно по всем существенным аспектам) в соответствии с установленной концептуальной основой представления финансовой отчетности» (МСА 700, п.27).
Отчет, содержащий мнение, отличное от мнения без оговорок, (мнение с оговорками, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения), называется модифицированным отчетом. При этом различают модифицированные отчеты, где отражены ситуации, влияющие на мнение аудитора и не влияющие на него.
Аудиторский отчет может быть модифицирован путем добавления пояснительного параграфа, не оказывающего влияние на мнение аудитора:
для выделения существенного аспекта в отношении проблемы непрерывной деятельности;
в случае значительной неопределенности, разрешение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияниена финансовую отчетность. [27,352].
Аудитор представляет модифицированный аудиторский отчет с мнением, отличным от безоговорочного, по следующим причинам:
а) ограничение масштаба работы аудитора. Ограничение масштабаэто ограничение сферы аудита, когда аудитор не получает достаточных свидетельств того, что финансовая отчетность составлена в соответствии с требованиями нормативных актов. Это возможно по двум причинам:
ограничения наложены клиентом, например, запрет клиента аудитору проверять информацию по существенной дебиторской задолженности или наличие ТМЗ;
ограничения вызваны обстоятельствами, не зависящими от клиента или аудитора, например, когда аудитор не наблюдал за проведением инвентаризации, так как дата мероприятия предшествовала дате привлечения аудитора. В данных обстоятельствах аудитор должен выполнить разумные альтернативные процедуры для того, чтобы получить достаточное соответствующее аудиторское доказательство, подтверждающее мнение без оговорок.
б) несогласие с руководством организации относительно приемлемости выбранной учетной политики, метода ее применения или правильности раскрытия в финансовой отчетности.
Виды модифицированных отчетов и случаи их выдачи представлены в приложении № 18. Основные формы аудиторского отчета и факторы, влияющие на аудиторское мнение, представлены в приложении № 19.
б) Содержание аудиторского отчета.
В аудиторском отчете должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, которые привели к выдаче отчета, отличного от безоговорочного. Если это возможно, должна быть дана стоимостная оценка влияния этих обстоятельств на финансовую отчетность.
Аудиторский отчет состоит из основных элементов, объединенных в три части: вводную, аналитическую и итоговую. К аудиторскому отчету прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражено мнение.
Во вводной части обязательно должны быть указаны следующие элементы:
Заголовок — название документа «Аудиторский отчет».
Адресат — получатель аудиторского отчета (отчет обычно адресуется акционерам, совету директоров или исполнительному органу организации).
Вступительный или вводный параграф:
перечень финансовой отчетности организации, по которой проведен аудит;
дату и период, отраженный в прилагаемой финансовой отчетности;
заявление об ответственности руководства организации за представленную финансовую отчетность;
заявление об ответственности аудитора за выражение мнения на основании проведенного им аудита.
В аналитической части отчета указывается масштаб аудита:
ссылка или указание на то, что аудит проведен в соответствии с МСА или принятой практикой;
описание работы, выполненной аудитором, включая проверку состояния системы внутреннего контроля, оценку примененных принципов бухгалтерского учета, оценку общего представленияфинансовой отчетности.
Аудиторский отчет должен включать заявление, что аудит был спланирован и проведен в целях получения разумной уверенности в том, не содержит ли финансовая отчетность существенных искажений.
В итоговой части указывается:
Мнение аудитора по финансовой отчетности относительно того, дает ли финансовая отчетность правдивое и достоверное отражение в соответствии с концептуальной основой представления финансовой отчетности, соответствует ли законодательным требованиям.
Дата отчета — дата на момент завершения аудита. Это информирует пользователя о том, что аудитор рассмотрел события и операции по финансовой отчетности, которые известны ему до этой даты. При этом аудиторский отчет должен быть датирован числом не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности организации.
Адрес аудитора — месторасположение (юридический адрес) офиса аудиторской фирмы, давшего аудиторский отчет по финансовой отчетности (страна, город, улица, № дома).
4. Подпись аудитора — в соответствии со статьей 15 закона РК «Об аудиторской деятельности» аудиторский отчет, составленный аудитором — индивидуальным предпринимателем, подписывается им и заверяется его личной печатью с указанием номера и даты выдачи лицензии аудитора.
Аудиторский отчет аудиторской организации подписывается аудитором-исполнителем, заверяется его личной печатью, утверждается руководителем аудиторской организации и заверяется ее печатью. В аудиторском отчете также указываются номер и дата выдачи лицензии аудиторской организации.
в) Представление аудиторского отчета клиенту.
Для представления аудиторского отчета клиенту аудиторская фирма комплектует отчет вместе с финансовой отчетностью в двух экземплярах-оригиналах. Не допускается ксерокопия первого экземпляра с уже поставленной печатью и подписями. Каждый экземпляр должен быть заверен отдельно.
Один передается клиенту-заказчику (руководству или собственнику) или уполномоченному на получение информации лицу, второй — остается у аудиторской организации.