Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Физическая и психологическая подготовка школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее важными являются навыки перемещения и преодоления препятствий, составляющие первую группу. По-видимому, это обусловлено особыми требованиями к двигательной деятельности в экстремальных ситуациях: психологической устойчивостью; сформированностью и надежностью навыков, умений; подготовленностью к обеспечению личной безопасности и др. Физический подготовка учебный экстремальный Стихийные… Читать ещё >

Физическая и психологическая подготовка школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физическая и психологическая подготовка школьников к действиям в ЧС

физический подготовка учебный экстремальный Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности.

Тяжелая картина разрушений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. Это приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям. Для действий в экстремальных ситуациях требуется максимальное проявление физических и психических возможностей. К формированию готовности мы идем через методику физической подготовки.

У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других — психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волен. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки — говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение— «сердце готово вырваться из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов — «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки». Чтобы избежать такого подавленного состояния нужна постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Главным является максимальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте пли на объекте. Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практика и еще раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий нужно давать не только словесное описание нужных действий, не ограничиваться показом кинои видеофильмов, а обязательно отрабатывать приемы с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений. Следует развивать взаимовыручку и взаимодействие, учиться не паниковать. Одним из лучших средств борьбы с паническими настроениями является достоверная, убедительная и достаточно полная информация населения о случившемся, напоминание о правилах поведения и периодические рассказы о предпринимаемых мерах.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки — один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности парализуют волю. И еще одно важное обстоятельство — это постоянное общение.

Методика физической подготовки, обеспечивающая готовность к действиям в экстремальных ситуациях опирается на следующие положения:

  • 1) учебная деятельность основывается на моделировании реальных условий деятельности. Избранная модель обязана соответствовать той, с которой человек может столкнуться в реальной обстановке;
  • 2) совершенствование двигательного опыта учащихся к действиям в экстремальных ситуациях осуществляется через моделирование ситуаций с помощью упражнений и заданий;
  • 3) в учебную деятельность включен комплекс упражнений для развития психических функций и совершенствования двигательных навыков учащихся. В данном случае прослеживается принцип единства психики и деятельности: «…осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются» (С.Л. Рубинштейн, 1940); 4) в процессе учебной деятельности учитываются взаимоотношения: человек — процесс физической подготовки — окружающая среда — готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

При подборе средств методики принципиально важным является моделирование ситуаций, через которые приобретается двигательный опыт учащихся к действиям в экстремальных ситуациях.

Процесс моделирования экстремальных ситуаций на занятиях осуществляется в двух направлениях: — приближение внешних условий занятий к реальным (воспроизводство внешней стороны экстремальных ситуаций); - приближение внутренних условий (воспроизводство психических процессов и состояний обучающихся, приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях).

На занятиях целенаправленно моделируются трудности: мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые.

При разработке методики следует учитывать специфику ее применения в рамках предметов: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в разделе «Прикладная физическая подготовка». В связи с этим она состоит из двух частей. Содержание первой части методики раскрывалось на уроках по физической культуре в вариативной ее части в таких разделах программы как «Спортивные игры», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Гимнастика», в которых развивались и совершенствовались физические качества школьников. Вторая часть методики физической подготовки нашла свое отражение на уроках ОБЖ в разделе «Прикладная физическая подготовка», в которой совершенствовались двигательные навыки и психическая сфера школьников. Весьма актуальным является развитие прикладных умений и навыков для формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Навыки могут быть систематизированы в две группы по отличающим их характерным признакам, а также распределены в порядке значимости. Первую группу составили навыки перемещения и преодоления препятствий. Вторая группа включает навыки, связанные с защитой от неблагоприятных воздействий окружающей среды, самои взаимопомощи.

Наиболее важными являются навыки перемещения и преодоления препятствий, составляющие первую группу. По-видимому, это обусловлено особыми требованиями к двигательной деятельности в экстремальных ситуациях: психологической устойчивостью; сформированностью и надежностью навыков, умений; подготовленностью к обеспечению личной безопасности и др.

Совершенствование психической сферы школьников необходимо осуществлять с учетом их обусловленности физическими качествами. Возможно использование таких упражнений как:

  • — бег по пересеченной местности (1000−2000м) с последующими ответами (на финише) на вопросы теста из раздела «Основы медицинских знаний»;
  • — челночный бег 4×100 м с последующим определением азимута;
  • — бег закрытыми глазами с преодолением препятствий, находящихся на расстоянии 1 м, высотой 50 см;
  • — пробегая небольшой отрезок дистанции (20 м) по прямой, осуществить прыжок через ров с завязанными глазами;
  • — метание в цель малого мяча после интенсивной физической нагрузки на верхний плечевой пояс (движение по «рукоходу», лазание по шесту) и другие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой