Заключение.
Менталитет и политическая культура римских граждан эпохи принципата
Появление на политической арене Октавиана Августа окончательно повернуло эволюцию римской государственной власти в сторону монархии. Харизматичный лидер и талантливый политик, Август сумел заложить в свое правление все те институты и запустить все те процессы, которые через триста лет позволят снять с монархии «республиканскую одежду» и установить доминат. Остальные представители данной династии… Читать ещё >
Заключение. Менталитет и политическая культура римских граждан эпохи принципата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Политическая жизнь социума складывается из множества факторов, поэтому любые политические процессы, протекающие в социуме, имеют не только исторические, экономические и социально-политические корни. Политический процесс — это по своей сути процесс трансформации общества, изменений набора его психологических характеристик. Одним словом, нельзя полностью понять суть процесса трансформации государства, не изучив процессы трансформации его социума.
Особый интерес всегда вызывали процессы изменений в обществах, находящихся на переломных моментах своего исторического развития. К подобным обществам относиться и гражданское население Рима эпохи раннего принципата. В это время Рим начинал отходить от республиканских политических традиций, постепенно заменяя их монархическими. Этот процесс занял долгие три с лишним века. Основной причиной столь впечатляющей длительности процесса политической трансформации стал социально-психологический фактор, а именно — политическая культура и менталитет граждан Рима, которые не позволяли единомоментно ввести монархические институты. Особенно интересным для исследователей является исследование данного социально-психологического фактора в первый век существования принципата, т.к. тогда характер изменений психологических установок носил хаотический оттенок, вызванный затяжным периодом гражданских войн и экономический разрухи. Без изучения изменений, происходивших в этот момент в политической культуре и менталитете граждан Рима, трудно понять суть самой системы принципата.
Говоря о менталитете граждан Рима, необходимо подчеркнуть, что он складывался под влиянием множества факторов, сказавшихся на его социокультурных особенностях.
Основные черты менталитета древних римлян наметились еще в процессе складывания гражданской общины. Именно особенности формирования общины, с ее стремлением к публичности, коллективизм, подавление индивидуального начала, преклонение перед стариной, породили основную черту римского менталитета — стремление к обрядовости и ориентация на внешнюю форму. Эта черта легла в основу всех других ментальных концептов. Приверженность к культу сделало римлян восприимчивыми к нововведениям, в том числе и в области религии. Религиозное сознание римского общества по сути своей являлось прямой проекций их социального сознания. Другими словами, в религиозной жизни, также как и в общественной, ритуал для римлян превалировал над содержанием.
Таким образом, в результате исторического развития римской гражданской общины и становления римской религии сложились такие основные социокультурные особенности римского менталитета, как осознание себя как исключительного народа; превалирование общественных интересов над частными;
стремление к обрядовости и ориентация на внешнюю форму; преклонение перед морально-этическими идеалами старины.
Квинтэссенция римского менталитета предстает перед нами в наборе символов, характеризующих идеального гражданина, главная добродетель которого — приверженность mos maiorum и принесение пользы своему отечеству.
Подобная структура ментальности римлян дала возможность императорам первой династии направить постоянный процесс трансформации общественного сознания римлян по пути укрепления нового режима монархического характера. В течении правления Юлиев-Клавдиев менталитет римлян претерпел существенные изменения, главное из которых сводилось к тому, что общественное сознание было подготовлено к принятию власти одного человека.
Как отмечалось выше, менталитет общества лежит в основе его политической культуры. Однако изучая римскую политическую культуру необходимо также учитывать, что она выросла из политической культуры полисной, но в тоже время обладала рядом самобытных черт. Эта самобытность напрямую связана с особенностями римской культуры и ментальности. Что бы выделить эти уникальные черты необходимо учесть тот факт, что политическая культура складывается из сочетания политического менталитета и политического сознания, причем политический менталитет будет отражать черты, сложившиеся в данном обществе на протяжении всего его существования, а политическое сознание — черты, характерные для политического восприятия данного конкретного периода формирования политической культуры.
На формирование политической ментальности римских граждан естественно оказала влияние их общая ментальность, основные черты которой сформировались еще в общине. Особый римский характер, отсутствие развитой мифологии — все это ориентировало членов социума на материальные достижения и нашло свое отражение в политическом менталитете Рима. Коллективизм, неприятие власти одного человека, высокая политическая активность граждан — это характеризует политическую ментальность римлян как «республиканскую». Римляне не принимали власть одного человека, считая коллегиальную форму правления единственно возможной. При этом власть не несла в себе сакральной окраски, место консула было доступно любому гражданину, тем более что, каждый был обязан участвовать в жизни полиса. Это нашло отражение в том, что политический образ идеального правителя и гражданина почти полностью совпадал — необходимость соблюдения закона предков, служение на общее благо, исполнение своей социальной роли вопреки личным чувствам и т. д.
Перемены в политической ментальности, а значит и в политической культуре римлян, начались в период гражданских войн на кануне установления принципата. Особую роль в этом процесс сыграло политическое сознание римлян. Желание перемен, зыбкость общественных устоев, эсхатологичность являются характерными чертами общественного сознания переломной эпохи. Ожидавшее стабильности общество было готово к принятию единоличной власти.
Появление на политической арене Октавиана Августа окончательно повернуло эволюцию римской государственной власти в сторону монархии. Харизматичный лидер и талантливый политик, Август сумел заложить в свое правление все те институты и запустить все те процессы, которые через триста лет позволят снять с монархии «республиканскую одежду» и установить доминат. Остальные представители данной династии лишь развивали то, что было основано Августом, однако их несомненная заслуга в том, что эти начинания были продолжены, и процесс отмирания республики не повернулся вспять.
Таким образом, к концу правления Династии Юлиев-Клавдиев были заложены основы для постепенной трансформации римлян из «граждан в подданных», из общества республиканского типа в общество монархического типа политической культуры. Принцепс стал восприниматься не просто как первый среди равных — он стал богом, отцом отечества, всеобщим кумиром. Однако в эпоху раннего принципата еще нет возможности говорить о глубоком укоренении подобных настроений, но можно утверждать, что они стали частью жизни каждого римлянина.
В современной науке существует целый ряд основательных теоретических разработок по проблеме влияния психологии масс на политические процессы. Это предоставляет исследователю-историку широкий круг возможностей в изучении общественных настроений в любой исторический период. На сегодняшний день уже признан тот факт, что политические процессы в обществе не могут протекать в отрыве от процессов, происходящих в общественном сознании. Этот тезис актуален и для самых древних цивилизаций. Однако, как ни странно, как в отечественной, так и в зарубежной науке, почти не существует работ, посвященных политической культуре и ментальности античных обществ. В то же время, система принципата является одной из самых интересных и необычных политических систем древности и главная ее самобытность состоит именно в особенностях политической культуры и ментальности римского общества, а точнее, в происходящих внутри них переменах. В данной работе было рассмотрена лишь небольшая часть того круга вопросов, который встает перед исследователем, изучающем общественное сознание древних римлян. Полное и глубоко их изучение могло бы стать основой для более масштабного исследования.