Основные законодательные акты, действующие в россии
Из всего комплекса мероприятий по охране труда влияющих на сохранение здоровья и жизни работников на первом месте стоят мероприятия Правовые, т. е., Фундаментальные. Законодательные акты утверждаются высшим законодательным органом власти страны, а нормативно-правовые документы разрабатываются заинтересованными министерствами и ведомствами, а утверждаются министерством труда, как специально… Читать ещё >
Основные законодательные акты, действующие в россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Из всего комплекса мероприятий по охране труда влияющих на сохранение здоровья и жизни работников на первом месте стоят мероприятия Правовые, т. е., Фундаментальные. Законодательные акты утверждаются высшим законодательным органом власти страны, а нормативно-правовые документы разрабатываются заинтересованными министерствами и ведомствами, а утверждаются министерством труда, как специально уполномоченного Правительством координировать все вопросы труда в Российской Федерации. Верховенство в правовом фундаменте по охране труда возглавляют:
- 1. Конституция РФ 1993 г., в ст. 7 говорится «Россия — социальное государство, в котором труд сохраняется государством», в ст. 37 записано: «Каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»;
- 2. Федеральный закон «Об основах охраны труда» в РФ № 181 — ФЗ от 17.07.99 г. устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками и направленных на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В этом законе указаны основные направления государственной политики в области охраны труда и пути реализации этих направлений. Основными направлениями являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по сравнению с другими результатами трудовой деятельности, Принятие и реализация федеральных и региональных законов и нормативно правовых актов об охране труда, а также Федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, Государственное управление надзор и контроль за охраной труда, Расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев и профзаболеваний, Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, Установление порядка обеспечения работников средствами защиты от производственных опасностей, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами, медицинским контролем здоровья работников за счет средств работодателя;
- 3. Федеральный закон № 125 — ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы страхования и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве подлежат: физические лица, выполняющие работу по договору с работодателем (страхователем), физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем, Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора. Основными принципами обязательного страхования являются: Гарантированность права застрахованных работников на обеспечение по страхованию, Экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и проф. заболеваемости, Обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний не производстве, Обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов для выплаты пострадавшим возмещения вреда;
- 4. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 — ФЗ от 21.07.97 г. определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности организаций эксплуатирующих ОПО к локализации и ликвидации последствий, указанных аварий. Промышленная безопасность — это состояние защищенности интересов личности и общества от аварий на ОПО. Опасными производственными объектами считаются такие, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: легковоспламеняющиеся жидкости, пары, газы, пыли, взрывчатые вещества, токсичные вещества во всех видах воздействия на людей, животных и растений;
- 5. Трудовой кодекс Российской Федерации — федеральный закон № 197 — ФЗ от 30.12.2001 года. Целями трудового законодательства (кодекса) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового кодекса являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (работодателей и работников), интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений по:
- — организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию работников и профсоюзов в установлении нормативных условий труда, материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- — надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
- — разрешению трудовых споров.
Новый трудовой кодекс не только закрепил ранее действующие Положения об охране труда, но и поднял наиболее высокий уровень одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда — обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, в первую очередь за счет повышения уровня государственного управления охраной труда и усиления роли государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных и правовых требований охраны труда, а также за счет повышения ответственности как работодателей и других должностных лиц, так и самих работников за нарушение трудового законодательства, требований Правил и Инструкций по безопасности труда. При отказе работника от выполнения работ, в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности или оплатить время простоя, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно.