Общественное движение второй половины 50-х — начало 80-х гг. XIX века
На рубеже 60−70-х годов во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них вы-делялось общество «чайковцев» (Н.В. Чайковский, А. И Желябов, Д. А. Клеменц, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Н. А Морозов, М. А Натансон, С. Л. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем фактически возглавили «хождение в народ». Весной… Читать ещё >
Общественное движение второй половины 50-х — начало 80-х гг. XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция — уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30−40-м годам XIX в. Это небольшой слой общества, безусловно связанный с социальными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на восприятии западных идей.
В этой среде развивались различные направления общественной мысли. Во второй половине 50-х годов гласность стала первым проявлением «оттепели», наступившей вскоре после воцарения Александра II. 3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет, ослаблены цензурные правила.
Широчайшее распространение получили в России нелегальные издания «Вольной русской типографии», созданной А. И. Герценом в Лондоне весной 1853 г. Герцен с июля 1855 г. стал издавать сборник «Полярная звезда», названный в память одноименного альманаха декабристов Рылеева и Бестужева. Спустя некоторое время, в 1857 г. Герцен вместе с Н. П. Огаревым начал издавать газету-обозрение «Колокол» (1857−1867), которая, несмотря на официальный запрет, в больших количествах нелегально ввозилась в Россию и имела огромный успех. Этому немало способствовала актуальность публикуемых материалов и литературное мастерство их авторов.
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х годов было самым широким в России и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм борьбы, либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу российского либерализма историки К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, которые в своем «Письме к издателю» (1856) высказались за реформирование существующих порядков «сверху» и провозгласили основным законом истории «закон постепенности» .
Большое распространение в конце 50-х годов получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная журналистика.
Трибуной либеральных идей на рубеже 50−60-х годов стал новый журнал «Русский вестник» (1856−1862), основанный М. Н. Катковым. Либералом-славянофилом А. И. Кошелёвым издавались журналы «Русская беседа» и «Сельское благоустройство». В 1863 г. в Москве начался выпуск одной из крупнейших русских газет «Русские ведомости», ставшей органом либеральной интеллигенции. С 1866 г. либеральный историк М. М. Стасюлевич основал журнал «Вестник Европы» .
Подъем народных волнений в первые пореформенные годы и жестокое их подавление правительством оказали определенное влияние на либеральное движение. Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской реформы выступило с конституционным проектом. А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность «Положений 19 февраля», необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за уничтожение сословий, реформы суда, управления и финансов. В целом либеральное движение было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу. Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х годов несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. В 1880 г. лидеры либерализма С. А. Муромцев, В. Ю. Скалон, А. А. Чупров обратились к М.Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.
В условиях политического кризиса на рубеже 50−60-х годов активизировали свою деятельность революционные демократы — радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал «Современник», которым руководили Н. Г. Чернышевский (1828−1889) и Н. А. Добролюбов (1836−1861). А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский в начале 60-х годов сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив, по сути, социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства. Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы 1861 г. вселили в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянского восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционные демократы распространяли листовки и про-кламации с призывами к крестьянам, учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе: «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон!», «К молодому поколению», «Великорусе» (1861) и «Молодая Россия» (1862−1863).
Агитация оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения, явившегося первоначально выражением солидарности с крестьянским движением пореформенного периода. Осенью 1861 г. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против произвола властей. Правительство провело аресты среди студентов, многие были исключены и высланы.
В конце 1861 — начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н.А. Серно-Соловьевич, М. Л. Михайлов, Н. Н. Обручев, А. А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения — «Земля и воля». Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация распространяла нелегальную литературу, напечатанную в Лондоне и в тайных типографиях в России. Велась подготовка к восстанию, назначенному на 1863 год. В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. «Современник» был закрыт (до 1863 г.). Лидеры радикалов — Н. Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич и Д. И. Писарев были арестованы. Обвиненный в составлении прокламаций и подготовке антиправительственных выступлений, Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно. Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев 4 года провел в Петропавловской крепости, был освобожден под надзор полиции (вскоре утонул). После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями «Земли и воли» в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.
В 60-е годы на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме». В то же время под влиянием социалистических идей, например, романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862), возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся распространением коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной революционной деятельности. Осенью 1863 г. в Москве под влиянием «Земли и воли» возник кружок под руководством разночинца Н. А. Ишутина, который в 1865 г. превратился в довольно крупную подпольную организацию, имевшую филиал в Петербурге (руководитель И.А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся организация была разгромлена, Каракозов повешен, 9 членов организации, в том числе Ишутин и Худяков, отправлены на каторгу. Журналы «Современник» и «Русское слово» были закрыты.
В 1871 г. российское общество было возмущено убийством студента Иванова, члена радикальной подпольной организации «Народная расправа», за неповиновение ее руководителю С. Г. Нечаеву. Нечаев строил свою «Расправу» на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей. С суда над нечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 80-х годов.
В 70-е годы сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М.А. Бакунина, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, П.Н. Ткачева) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.
На рубеже 60−70-х годов во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них вы-делялось общество «чайковцев» (Н.В. Чайковский, А. И Желябов, Д. А. Клеменц, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Н. А Морозов, М. А Натансон, С. Л. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем фактически возглавили «хождение в народ». Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. На организуемых ими сходках они призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ» продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т. п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне выдавали пропагандистов властям. Правительство обрушило на народников новую волну репрессий, а в октябре 1877- январе 1878 г. состоялся суд над народниками («процесс 193-х») — самый крупный политический процесс за всю историю императорской России.
В конце 1876 г. возникла новая, централизованная всероссийская организация народников так называемая вторая «Земля и воля». Ее конспиративный центр (Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, С. М. Кравчинский, АД. Михайлов, М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью отдельных групп не менее чем в 15 крупных городах страны. Землевольцы создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционной пропаганды, стали издавать газету «Земля и воля». Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции терроризм. В августе 1879 г. произошел окончательный раскол. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел», приверженцы террора — в «Народную волю». «Черный передел», объединявший кружки в Москве, Петербурге и других городах, существовал до 1881 г. К этому времени все его члены либо эмигрировали (Плеханов, Засулич, Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в «Народную волю». «Народная воля» объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В строго законспирированное руководство входили А. И. Желябов, А И. Баранников, А. А Квятковский, Н. Н. Колодкевич, А. Д. Михайлов, Н. А Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и поднять массы, совершили ряд террористических актов.