Предмет и метод бухгалтерского учета.
Формы бухгалтерского учета
Помимо денежных средств в кассе и на счетах в банках, к ним относятся ценные бумаги и различные виды дебиторской задолженности. По сравнению с ними затраты в незавершенном производстве и запасы товарно-материальных ценностей представляют собой труднореализуемые оборотные активы. бухгалтерский баланс двойственный счет ОТВЛЕЧЕННЫЕ АКТИВЫ — это специфический вид имущества экономического субъекта… Читать ещё >
Предмет и метод бухгалтерского учета. Формы бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предмет и метод бухгалтерского учета Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений.
Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Объектами бухгалтерского учета выступают внеоборотные, оборотные и отвлеченные активы, собственный и заемный капитал, а также хозяйственные операции, характеризующие процесс их кругооборота.
Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и различных видов дебиторской задолженности.
Текущая деятельность организации возможна, если она слагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида деятельности, так и финансовой устойчивости.
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ состоят из материальных и нематериальных активов, затрат в незавершенном строительстве, долгосрочных финансовых вложений.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ включают производственные запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и т. д. Перечень оборотных активов в составе имущества экономического субъекта является наиболее широким. Это наиболее ликвидные активы, поскольку постоянно находятся в цикле превращения их в денежные средства. Ту часть оборотных активов, которую легко преобразовать в наличные средства, принято называть легкореализуемыми активами.
Помимо денежных средств в кассе и на счетах в банках, к ним относятся ценные бумаги и различные виды дебиторской задолженности. По сравнению с ними затраты в незавершенном производстве и запасы товарно-материальных ценностей представляют собой труднореализуемые оборотные активы. бухгалтерский баланс двойственный счет ОТВЛЕЧЕННЫЕ АКТИВЫ — это специфический вид имущества экономического субъекта, определяемый исходя из его места в воспроизводстве совокупного общественного продукта. Они представляют собой сумму средств, безвозвратно изымаемую из прибыли (платежи в бюджет в виде налогов, сборов и т. д.), либо направляемую в связи с целевым характером ее использования путем формирования фондов специального назначения и в других целях. Поэтому указанные средства отвлечены от участия в текущей деятельности организации.
УБЫТКИ — разновидность отвлеченных активов. Их наличие характеризует прямые потери имущества как результат неэффективного управления предприятием. Убытки могут быть следствием непредвиденных форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, пожаров, наводнений и т. п., а также политических потрясений — революций, забастовок и пр.).
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ — представляют собой факты хозяйственной жизни, совершающиеся на предприятии и связанные с движением имущества и капитала.
ЗАЕМНЫЙ КАПИТАЛ — с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный. Он состоит из кредитов займов, а также непогашенных обязательств (кредиторской задолженности).
Это движение происходит при осуществлении хозяйственных процессов, составляющих основу функционирования предприятия. Хозяйственные процессы состоят из трех слагаемых: снабжения, производства и продажи.
Метод бухгалтерского учета Метод показывает, как, каким образом, по средствам каких приемов и способов, называемых элементами метода бухгалтерского учета, отражаются в учете его объекты.
Элементами бухгалтерского учета являются:
- — документация;
- — оценка;
- — бухгалтерские счета;
- — двойная запись;
- — инвентаризация;
- — калькуляция;
- — балансовое обобщение, отчетность.
ДОКУМЕНТАЦИЯ — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. В документах или на технических носителях информации отражают содержание произведенных операций, данные которых затем подвергаются экономической группировке и обобщению. Документальное оформление операций — важнейшее средство контроля за соблюдением законности, сохранности и целесообразным использованием имущества предприятия.
Для дальнейшего отражения в учете обобщения документально подтвержденных разнородных хозяйственных операций их следует оценить. ОЦЕНКА заключается в денежном измерении имущества, обязательств и операций.
В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, тарифов и т. д. В целях сопоставимости стоимости имущества и обязательств различных организаций установлены единые правила оценки. Например, в бухгалтерском балансе основные средства показываются по остаточной стоимости, покупные материальные ценности по фактической стоимости их приобретения и заготовления и т. д.
Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета после оценки, все операции обобщают и группируют в определенном порядке. С этой целью используют бухгалтерские счета.
СЧЕТ — это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, обязательств, хозяйственных операций.
На счетах регистрируют состояние и изменение объектов бухгалтерского учета, происшедшие под влиянием хозяйственных операций. По каждому учетному объекту, т. е. по каждому виду хозяйственных процессов, категории имущества и обязательств открывают отдельный счет.
Отражение хозяйственных операций производится способом двойной записи. Сущность этого способа состоит в том, что каждая операция регистрируется (отражается) одновременно на двух взаимосвязанных счетах в одной и той же сумме, что имеет важное значение для контроля.
Правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется с помощью инвентаризации. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ — способ проверки фактического наличия имущества в натуре. Инвентаризация является важным средством контроля за сохранностью собственности и работой материально-ответственного лица. Данные инвентаризации сверяются с показателями учета. В случае несоответствия выявляют недостачи, которые в зависимости от причин относят на виновное лицо, или издержки производства, или излишки, которые приходуют. Этим самым данные учета приводят в соответствие с действительным наличием имущества предприятия.
Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции. Калькуляция представляет способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также произведенной готовой продукции и оказанных услуг. Он заключается в подсчете общей суммы затрат, относящихся к калькулируемому объекту, и в установлении себестоимости единицы продукции или общего ее объема. Исчисление фактической себестоимости готовой продукции, оказанных работ и услуг служит для определения финансового результата хозяйственной деятельности предприятия — прибыли или убытка.
Итоговые данные по счетам, полученные с помощью двойной записи, и исчисленный финансовый результат подвергают дальнейшей укрупненной группировке с целью получения обобщенных показателей деятельности. Для этого применяют баланс и отчетность. С помощью балансового обобщения осуществляется контроль за объектами бухгалтерского учета путем сопоставления хозяйственных средств предприятия с их источниками, которые по общей сумме должны быть равны друг другу.
Бухгалтерский баланс характеризует финансовое состояние предприятия. Балансовое обобщение является важнейшей основой бухгалтерского учета. Наряду с балансовым обобщением данные о деятельности и финансовом состоянии предприятия содержатся и в других формах бухгалтерской отчетности. Последняя, кроме баланса, состоит из ряда таблиц (форм) и служит для оперативного руководства хозяйственной деятельностью предприятия, контроля за сохранностью имущества, экономического анализа и оценки деятельности предприятия. Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетной работы на предприятии.
Формы бухгалтерского учета Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.
ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА — это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей.
В России наибольшее распространение получили ручные формы учета: мемориально-ордерная и журнально-ордерная, и автоматизированная форма учета, использующая ЭВМ. В связи с формированием значительного количества МП получила развитие упрощенная форма бухучета на МП и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Основными регистрами журнально-ордерной формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические данные сложно получить непосредственно из журналов-ордеров.
Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносят в журнал-ордер.
В основу построения журналов-ордеров и положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций, т. е. данные первичных документов или Соответствующих ведомостей записывают в журналы-ордера только по кредиту соответствующих счетов с одновременным отражением оборотов по дебету корреспондирующих счетов. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносят в Главную книгу, которая является обобщающим регистром синтетического учета. В ней по каждому счету (синтетическому) отражаются обороты по дебету каждого счета в разрезе корреспондирующих счетов, общий оборот по кредиту счета, сальдо на начало и конец каждого месяца. Главная книга построена по дебетовому признаку, что является одним из средств контроля за правильностью записей по счетам.
По данным Главной книги составляется бухгалтерский баланс. В случаях, когда остатки по отдельным счетам бухучета в балансе необходимо показать по нескольким статьям, запись производится на основании учетных регистров.