Общая характеристика систем массового обслуживания
Аналитические методы параметров расчетов систем массового обслуживания применяются только для простейших систем, с простой логикой функционирования. Для более сложных применяется имитационное моделирование. Системы с ожиданием (очередью), в которых заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, становится в очередь и ждет, пока не освободится один из каналов. В качестве… Читать ещё >
Общая характеристика систем массового обслуживания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Системы массового обслуживания (СМО) — это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания.
С позиции моделирования процесса массового обслуживания ситуации, когда образуются очереди заявок (требований) на обслуживание, возникают следующим образом. Поступив в обслуживающую систему, требование присоединяется к очереди других (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию. После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания.
Примерами систем массового обслуживания могут служить магазины, банки, ремонтные мастерские, почтовые отделения, телефонные станции и т. д.
Основными компонентами системы массового обслуживания любого вида являются:
- 1. входной поток поступающих требований или заявок на обслуживание;
- 2. дисциплина очереди;
- 3. механизм обслуживания.
Функциональные возможности любой системы массового обслуживания определяются следующими основными факторами:
- 1. вероятностным распределением моментов поступлений заявок на обслуживание (единичных или групповых);
- 2. вероятностным распределением времени продолжительности обслуживания;
- 3. конфигурацией обслуживающей системы (параллельное, последовательное или параллельно-последовательное обслуживание);
- 4. количеством и производительностью обслуживающих каналов;
- 5. дисциплиной очереди;
- 6. мощностью источника требований.
В качестве основных критериев эффективности функционирования систем массового обслуживания в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать:
- 1. вероятность немедленного обслуживания поступившей заявки;
- 2. вероятность отказа в обслуживании поступившей заявки;
- 3. относительная и абсолютная пропускная способность системы;
- 4. средний процент заявок, получивших отказ в обслуживании;
- 5. среднее время ожидания в очереди;
- 6. средняя длина очереди;
- 7. средний доход от функционирования системы в единицу времени и т. п.
Предметом теории массового обслуживания является установление зависимости между факторами, определяющими функциональные возможности системы массового обслуживания, и эффективностью ее функционирования. В большинстве случаев все параметры, описывающие системы массового обслуживания, являются случайными величинами или функциями, поэтому эти системы относятся к стохастическим системам.
Независимо от характера процесса, протекающего в системе массового обслуживания, различают два основных вида СМО:
- — системы с отказами, в которых заявка, поступившая в систему в момент, когда все каналы заняты, получает отказ и сразу же покидает очередь;
- — системы с ожиданием (очередью), в которых заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, становится в очередь и ждет, пока не освободится один из каналов.
Системы массового обслуживания с ожиданием делятся на системы с ограниченным ожиданием и системы с неограниченным ожиданием.
В системах с ограниченным ожиданием может ограничиваться:
- — длина очереди;
- — время пребывания в очереди;
В системах с неограниченным ожиданием заявка, стоящая в очереди, ждет обслуживание неограниченно долго, т. е. пока не подойдет очередь.
Все системы массового обслуживания различают по числу каналов обслуживания:
- — одноканальные системы;
- — многоканальные системы.
Ниже приведены формулы для расчёта характеристик многоканальной СМО с ожиданием.
Вероятность состояния системы, когда все каналы свободны.
(1.1).
Вероятность состояния системы, когда все каналы заняты.
(1.2).
Среднее число телевизоров в очереди на проверку.
(1.3).
Средняя продолжительность пребывания телевизора (заявки на обслуживание) в очереди на проверку.
(1.4).
Ниже приведены формулы для расчёта характеристик одноканальной СМО с ожиданием. Входной поток в данную СМО будет равен.
.
где.
Приведенная интенсивность потока равна.
(1.5).
средняя продолжительность пребывания телевизора в системе:
(1.6).
среднее число телевизоров в очереди на наладку:
(1.7).
средняя продолжительность пребывания телевизора в очереди на наладку:
(1.8).
Аналитические методы параметров расчетов систем массового обслуживания применяются только для простейших систем, с простой логикой функционирования. Для более сложных применяется имитационное моделирование.