Основные принципы организации учета на предприятии
Транспорт — важная составная часть экономики Казахстана, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства… Читать ещё >
Основные принципы организации учета на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическая природа, сущность и содержание затрат и их влияние на формирование себестоимости транспортных услуг.
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Нередко под термином транспорт подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.
Транспорт — важнейшая составная часть экономики государства. Территория Казахстана, а также темпы социально-экономического развития страны определяют необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры. Сегодня инфраструктурные проблемы существуют для всех видов транспорта, при этом нерешенность проблемы для одного вида транспорта создает дополнительные трудности для других.
Транспорт — важная составная часть экономики Казахстана, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему Казахстана.
Основными задачами на сегодняшний день являются ликвидация транспортной недостаточности, повышение конкурентоспособности казахстанских перевозчиков и снижение транспортных издержек. [2].
Прогресс капиталистического производства невозможен без машинного транспорта. К. Маркс в своих трудах раскрывает значение транспорта для экономики капиталистического общества и подчеркивает важные характерные стороны транспорта как отрасли человеческой деятельности. «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности, пишет он, существует еще четвертая отрасль материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Этотранспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары». Следует обратить внимание на то, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей. Чтобы понять, почему К. Маркс отнес транспорт к материальным отраслям производства, нужно обратиться к его фундаментальному труду «Капитал», где сказано следующее: «Во всяком процессе производства большую роль играет перемещение предмета труда и необходимые для этого средства труда и рабочая сила — например, хлопок перемещается из кардного отделения в прядильное, уголь поднимается из шахты нагора». Это значит, что без транспорта невозможно ни одно производство и что транспорт представляет собой органический элемент самого производства. Действительно, нельзя произвести продукцию (изделие), не передвигая предмет обработки, т. е. сырье, заготовку, полуфабрикат, например, от станка к станку, с одного участка на другой, из цеха в цех данного предприятия. И эти перемещения осуществляются соответственно средствами внутрицехового и межцехового транспорта. [3].
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия — его валовую прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства, от которого зависят объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность. Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом, непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли. Учет процесса производства позволяет предприятию выявить фактическую себестоимость оказанных услуг.
Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:
- — своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;
- — исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельных видов и всего объема товарной продукции;
- — предоставление менеджменту предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений;
- — контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основным документом, которым руководствуется предприятие при организации учета производственных издержек, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РК от 5 августа 1992 г. за № 552, с учетом изменений и дополнений, утвержденных постановлением Правительства РК от 1 июля 1995 г. № 661 (24) и последующих изменений и дополнений. Это Положение дает право предприятию определить состав и объем затрат на производство, формирующих себестоимость продукции и прямо влияющих на финансовый результат его деятельности. Отсюда понятна важность таких вопросов, как виды, назначение и состав затрат.
В себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочие затраты на ее производство и реализацию, в частности:
- — затраты на подготовку и освоение производства;
- — затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции;
- — расходы, связанные с обслуживанием производственного процесса;
- — затраты, по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
- — расходы, связанные с управлением производством;
- — выплаты, предусмотренные законодательством о труде за непроработанное время, оплата очередных и дополнительных отпусков;
- — отчисления на государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд РК и другие внебюджетные фонды;
- — затраты на воспроизводство основных производственных фондов включаются в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений;
- — амортизация нематериальных активов;
- — прочие расходы.
Следует отметить, что часть расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) нормируется для целей налогообложения, например, расходы на подготовку кадров, рекламу, представительские расходы и т. п. В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные предприятием сверх норм. Кроме того, в себестоимость продукции включают потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
На рынке морских транспортных услуг работают около 1000 компаний по выданным Казморфлотом лицензиям по 13 видам деятельности (18). В этой трудной конкурентной борьбе смогут выжить и развиваться только те компании, которые сумеют в короткие сроки снизить тарифы на перевозки за счет сокращения издержек производства, повышения качества предоставляемых услуг. Конкурентоспособность и серьезный имидж приобретается только в результате нормального менеджмента и отладки в соответствии с мировыми требованиями системы финансового управления и бухгалтерского учета. В связи с этим особое место в бухгалтерском учете занимает учет издержек производства и формирования себестоимости транспортных услуг. В предлагаемой работе на примере «Mory LDI Kazakhstan» является дочерним предприятием известной французской транспортной компании «Mory Group», рассмотрены особенности учета формирования себестоимости транспортных услуг.
Полный спектр транспортно-экспедиторских услуг по организации перевозок грузов (международные грузоперевозки авто, авиа, ж/д и морским транспортом, контейнерные перевозки, а также услуги по таможенному оформлению грузов)." Mory LDI Kazakhstan" является дочерним предприятием известной французской транспортной компании «Mory Group», насчитывающей в своем штате 7000 сотрудников и осуществляющей 1 500 000 грузоперевозок ежегодно.
Для учета затрат на производство «Mory LDI Kazakhstan» использует следующие счета, предусмотренные типовым Планом счетов бухгалтерского учета:
- 20 «Основное производство» — активный калькуляционный;
- 25 «Общепроизводственные расходы» — активный собирательно-распределительный;
- 26 «Общехозяйственные расходы» — активный собирательно-распределительный;
- 31 «Расходы будущих периодов» — активный бюджетно-распределительный.
На организацию учета производственных затрат на предприятии большое влияние оказывает классификация затрат по определенным признакам.
По отношению к технологическому процессу производства различают переменные и условно-постоянные затраты, а от способа включения в себестоимость услуг — прямые и косвенные.
Переменные — это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относятся, в частности, затраты на материалы и оплату труда.
К условно-постоянным относятся затраты, которые при изменении объема производства или совершенно не меняются (например, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд) или меняются незначительно (например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
Прямые затраты обусловлены технологическим процессом оказания транспортных услуг и подлежат прямому включению в состав производственных затрат конкретных услуг по дебету счета 20: расход материалов и топлива на технологические цели (кредит счета 10), оплата труда (кредит счета 70), отчисления на социальное страхование и обеспечение (кредит счета 69) и др.
Косвенные затраты вызваны организацией управления производственным процессом предприятия; в себестоимость конкретных услуг их включают пропорционально базе распределения, установленной отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию (например, пропорционально оплате труда, прямым затратам). К ним относят общепроизводственные (счет 25) и общехозяйственные (счет 26) расходы.
Затраты для целей налогообложения прибыли классифицируют на нелимитируемые и лимитированные. Лимитируемые — это такие, по которым утверждены в установленном порядке лимиты, нормы и нормативы. К ним, в частности, относятся компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей; затраты на командировки; представительские расходы; оплата за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; затраты по оплате процентов по полученным кредитам (за исключением ссуд связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов); расходы на рекламу. Учет таких расходов ведется на счетах затрат (20, 25, 26) отдельно в пределах установленных лимитов (норм, нормативов) и отдельно — сверх действующих лимитов (норм, нормативов). Дело в том, что на сумму таких расходов, превышающих нормы, величина валовой прибыли для целей налогообложения корректируется.
В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах:
По месту возникновения затрат и по характеру производства;
По экономическим элементам;
По способу включения в себестоимость;
По отношению к технологическому процессу;
По статьям калькуляции.
Согласно требованиям международной практики бухгалтерского учета затраты подразделяются на расходы, обусловленные производством (оказание транспортных услуг — производственные затраты), и расходы, обусловленные отчетным периодом, в котором они возникли (периодические затраты).
К производственным относятся все прямые затраты (учитываемые непосредственно на счете 20) и общепроизводственные (учитываемые на счете 25), а к периодическим — расходы на управление предприятием (общехозяйственные — счет 26).
Все первичные документы на отпущенные материалы поступают в бухгалтерию, где их группируют по направлениям расходов (суда, службы), а в разрезе направлений — по центрам затрат на производственные цели (оказание услуг, выполнение работ, общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие цели) и непроизводственные цели (капитальные вложения). Сгруппированные документы служат основанием для составления ведомости распределения материалов и их списания: на производство (дебет счетов 20, 25, 26, 31, кредит счета 10), по другим направлениям (дебет счетов 08, 80−3, 81−2, 88). Составляется ведомость распределения по форме разработочной таблицы № 1, рекомендованной Минфином Казахстана для государственных и унитарных предприятий.