Коррекция сенсорики.
Коррекция сенсорики
Организация поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап — называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его… Читать ещё >
Коррекция сенсорики. Коррекция сенсорики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель процесса коррекции сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами. Вот почему так важно для становления полноценной личности создавать богатство впечатлений в детском возрасте, избегать сенсорного голода и депривации чувств. Известный швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, выдвинувший идею саморазвития, писал, что глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать…, но нельзя оставлять без помощи усилия, делаемые природой для развития: «час рождения ребенка — есть первый час его обучения».
В раннем развитии эмоционально-чувственного опыта ребенка можно условно выделить три периода: первый — внутриутробный, второй — доречевой (первый год жизни) и третий — речевой. Беременным женщинам, для того чтобы выносить и родить здорового ребенка, мудрые люди советуют любоваться прекрасным пейзажем, ежедневно хотя бы один раз взглянуть на красивое полотно художника, послушать приятную музыку, понюхать цветок, прочитать мудрое изречение. Как правило, новорожденные в первые месяцы жизни имеют те же «эстетические вкусы», что и их матери, затем они начинают постепенно автономизироваться.
Примерно 87% информации поступает в мозг через зрительные рецепторы, 9% - через слуховые, 4% - через другие органы чувств.
Сенсорное воспитание — это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Понятие «сенсорная культура» как результат усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов было введено Марией Монтессори. Сенсорная культура опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов чувств (эталон = образец = мерка, термин введен А. В. Запорожцем). Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только правильное его называние, но и использование в качестве мерки для оценки свойств других предметов, т. е. допускается его знание в пассивном словаре и активное использование в предметно-практических действиях.
Формирование сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям:
Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет заданный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости). Педагог обучает ребенка осуществлять движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду или матрице.
Организация поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ.
Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап — называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию.